24 лютого 2022 року о 4-й ранку РФ почала бомбити Україну

Севастопольские сестры

 Бюст сестры милосердия на здании панорамы обороны Севастополя  27   сентября  1856 года   серебряные  медали  «За  усердие» на  Владимирской ленте    были  вручены  жене  поручика  Арсенальных  рот  Агафье  Леонтьевне  Шестоперовой  и  ее  пятнадцатилетней  дочери  Дарье – легендарной  сестре  милосердия Даше  Севастопольской. Или,  вернее  сказать,  одной  из  легендарных Даш…

   Все  дело  в  том, что  сестер  милосердия  по  имени  Дарья,  прозванными  за  свои  героические  поступки  Севастопольскими,  было,  по  меньшей  мере, две.  И  обе  в  той  или  иной  степени  имеют  отношение  к  Николаеву.  Но  обо  всем  по  порядку.   Крымская  война  1854-1856  годов  знаменательна  не только  массовым  героизмом  русских  воинов,  их  беззаветным  мужеством  и  отвагой,  но  и  героизмом  русских женщин, спасавших  жизни  раненым  и  больным  воинам. Пожалуй, впервые  в  русской  истории  женщины  столь  массово  участвовали  в  войне наравне  с  мужчинами.

А  началось  все  с  того,  что  сестра  Николая I Великая  Княгиня  Елена  Павловна  организовала  Крестовоздвиженскую  общину  сестер  милосердия  для  оказания  медицинской  помощи  воинам  не  только  в госпиталях, но  и  непосредственно  на  поле  боя. Примечательной  особенностью  этой  общины  было  то,  что  в  нее  принимали  женщин  всех  сословий,  пожелавших  принять  посильное  участие  в  уходе  за  ранеными  воинами.  Поручик  Лев  Толстой, сам  участник  Крымской  войны,  увидел  один  из  госпиталей  таким: «Большая, высокая темная зала — освещенная только четырьмя или пятью свечами, с которыми доктора подходили осматривать раненых, — была буквально полна. Носильщики беспрестанно вносили раненых, складывали их один подле другого на пол, на котором уже было так тесно, что несчастные толкались и мокли в крови друг друга, и шли за новыми. Лужи крови, видные на местах незанятых, горячечное дыхание нескольких сотен человек и испарения рабочих с носилками производили какой-то особенный, тяжелый, густой, вонючий смрад, в котором пасмурно горели четыре свечи на различных концах залы. Говор разнообразных стонов, вздохов, хрипений, прерываемый иногда пронзительным криком, носился по всей комнате. Сестры, с спокойными лицами и с выражением не того пустого женского болезненно-слезного сострадания, а деятельного практического участия, то там, то сям, шагая через раненых, с лекарством, с водой, бинтами, корпией, мелькали между окровавленными шинелями и рубахами. Доктора, с мрачными лицами и засученными рукавами, стоя на коленях перед ранеными, около которых фельдшера держали свечи, всовывали пальцы в пульные раны, ощупывая их, и переворачивали отбитые висевшие члены, несмотря на ужасные стоны и мольбы страдальцев».   Знаменитый  хирург  Н.И.Пирогов  высоко  оценил  роль сестер  милосердия  в  Крымской  войне,  отметив,  что  они  преуспели  в  плане  наведения  чистоты  и  порядка  в военных госпиталях,  что  существенно  повлияло  на  качество  лечения  раненых.

Но  со  временем  сестры прибрали  к  своим  рукам интендантские  и  аптечные  склады,  чем  резко  сократили  случаи  казнокрадства  и спекуляции.  Известен  случай,  когда  в  Херсоне   один  аптекарь  застрелился  из-за  того,  что  сестры  милосердия  вывели  его  на  чистую  воду  как  вора  и  казнокрада.

Однако  женщины    не  только  оказывали  первую медицинскую  помощь, но  и,  переодевшись  в мужскую  одежду, ходили  за  «языком»  и  воевали  на  позициях. Одну  из таких  женщин  звали  Дарья   Лаврентьева  Михайлова.  О  ней  и  до  сих  пор  ходит  немало  легенд,  и  даже  на  место  ее  рождения  и  смерти  претендуют два  населенных  пункта:  собственно  сам  Севастополь,  точнее  поселок  Сухая  Балка,  а также село  Ключищи  под  Казанью.  И  там  и  там  ей  установлены  памятники. Может  быть,  речь  идет  о двух разных женщинах  с  одинаковыми  фамилиями, именами,  и даже  отчествами? Вряд ли,  слишком  похожи  биографии,  для  того,  чтобы  это  были  разные  женщины. Скорее  всего,  те, кто  писал  о  Даше  Севастопольской,  пользовались  разными,  часто непроверенными  данными,  что  привело  к  таким  значительным разночтениям.

Дата  ее  рождения  варьируется  от  начала  20-х  годов  19  века  до  1837  года.  Наиболее  вероятная  дата – 1836-1837  годы.  Отец  Даши -  матрос 10-го ластового экипажа Лаврентий Михайлов, - погиб  в Синопском сражении  в  1853  году. По  одним  данным, она  жила  с  матерью, по  другим – была  круглой  сиротой.  Будем  исходить из  последнего  утверждения,  ибо  в  дальнейших  событиях  мать  не  фигурирует.

С  началом  войны, перед  первым  сражением,  проигранным  русской  армией  на  реке  Альма,  Даша  продала  свой  дом и  имущество, оставшееся  ей  от  родителей, и на  вырученные  деньги  купила  лошадь  с телегой,  на  которой  отправилась подвозить  воду  солдатам. Но  волею  обстоятельств  ей  пришлось  оказывать первую  помощь  раненым  воинам. Вскоре  это  стало  ее  основным  занятием,  а  через  два  месяца  после  начала  войны  она  уже  была  награждена  золотой  медалью  «За  усердие» на  Владимирской  ленте  и, по  личному  указанию  императора,  пятьюстами  рублей  серебром. Кроме  того,  императором  же  ей  было  обещано  еще  тысячу  рублей  при  выходе замуж. Согласитесь,  достойное  вознаграждение  для безродной  девчонки,  особенно  если  учесть,  что  в  общине  сестер  милосердия состояли  особы  дворянских родов: Мещерская, Бакунина, Пржевальская, Будберг, Бибикова  и  другие.  Но  награда  заслуженная: Дарья  Михайлова  не  только  перевязывала  раненых,  но  и,  переодевшись  в  матросскую  одежду,  часто  появлялась  на  боевых  позициях  с  ружьем  в  руках…Откуда  о  ней  узнал  Николай  I? От  своих братьев  Михаила  и  Константина,  прибывших  в  Севастополь  для  поднятия  боевого  духа  у  защитников  города.  Слава  об  отважной  сестре  милосердия  уже  гремела  на  весь  Севастополь.

Дарья  Хворостова и другие участники обороны Севастополя в 1901 году   По  окончании  войны  Дарья  Михайлова  вышла  замуж  за  рядового  4-го  ластового  экипажа  Максима  Хворостова  и  приняла  его фамилию. На  полученные  от  царя  деньги  семья  открыла  трактир  в  Бельбеке. Но то  ли бизнес  не  заладился  в  разрушенном  городе,  то  ли  душа  искала  чего-то  другого,   вскоре  Хворостовы  переехали  на  новое  место  жительства  - в  Николаев.  Здесь  семейная  жизнь  Дарьи  Хворостовой  не  заладилась: муж  сильно  запил,  и    жить  в  чужом  городе  стало  неуютно. Она  бросила  мужа  и  вернулась обратно  в  Севастополь.  Но  о  ней не  забыли,  как  могло  бы  показаться.  В  1901  году собрали  всех  оставшихся  в  живых  участников  Крымской  войны,  проживавших  в  Севастополе,  и  сделали  групповое  фото.  Дарья  Хворостова  на  нем  сидит  в  белом  платочке.  Так, по  крайней  мере,  утверждают… Я  встречал  упоминание  и  о  том,  что  в  1911  году  ее  снимали  для  кинохроники,  но  это  уже  домыслы.

По  одной  из  версий  « 1892 году она вернулась в родное село, но никого из родных там уже не осталось. Пожертвовав местному храму икону Николая Чудотворца, которая была с ней в Севастополе, она уехала в село Шеланга (Верхнеуслонский район Татарстана) и через полгода скончалась. Её могила на местном кладбище не сохранилась»(Википедия). Но  если  это так,  то  кто же на  фотографии?  Другая  версия  гласит,  что  Даша  Севастопольская  умерла  в Севастополе  в  1910  году. Получается,  на  фотографии  все-таки  Дарья   Михайлова  (Хворостова).  Кладбище,  на  котором  она  была  похоронена,  не  сохранилось,  там  сейчас  разбили  парк.

Как  я  уже  говорил,  Даше  Севастопольской  установлены  памятники,  ее  именем  названы  улицы,  но  странно,  что  ни  в  одной  энциклопедии,  кроме  Википедии,  нет  ни  единого  упоминания  об  одной  из  героинь  Крымской  войны,  хотя  слава  ее и  легенды  о  ней  живы  до  сих пор. Ее  биографию  устанавливают  как энтузиасты  любители,  так  и  неравнодушные  профессионалы  историки,  но  официально  нигде  ни  одна  биография  Даши  Севастопольской  не  опубликована. Может  быть потому,  что  их было  несколько?

Еще  одна  Даша  Севстопольская – наша  землячка  Дарья  Шестоперова. Она  родилась  в семье  военного,  ее  отец  был  поручиком  Арсенальной роты,  и  звали  его  по  разным  источникам  то  ли  Алексеем,  то  ли  Александром.  С  началом  войны  Даша  с  матерью  Агафьей  Леонтьевной  отправились  в  Севастополь,  причем  девочке  на  тот  момент  исполнилось  всего  пятнадцать лет!   Но  история  сохранила  имя  еще  более  молодой   сестры  милосердия:  Александре Крыжановской  было  всего  лишь  одиннадцать  лет!  О  деятельности  Шестоперовых во  время  Крымской  войны  известно  мало,  документы  об  этом  периоде  хранятся  в  центральном  архиве  ВМФ  РФ. По  некоторым  утверждениям,  представление  о  награждении  Дарьи  Шестоперовой  подала  ее  мать  Агафья  Леонтьевна  31  мая  1856 года.  По  публикациям  в  интернете,  московские  историки  также  отыскали  свидетельства  того,  что  Даша  действительно  занималась перевязкой  раненых  в  период  с  пятого  октября  1854  года  по  17  апреля  1856. Есть еще  несколько  документов: доклад Инспекторского  департамента  №16276 от  четвертого  августа  1856  года Великому  князю  с  его  резолюцией  о  награждении  и  донесение полиции  Николаева  о  том,  что  медаль Дарье  Шестоперовой  вручена  27  сентября  1856  года.

Это  все,  что  известно  о  Дарье  Шестоперовой  на  сегодняшний  день. Возможно,  когда-нибудь  мы  узнаем  ее  биографию  более  подробно,  но дело  не  в  этом. Дарья  Шестоперова,  Дарья  Михайлова,  и многие другие  женщины,  участвовавшие  в  Крымской  войне,  положили  начало  массовому  наплыву  в армию  женщин – добровольцев. Уже  в  последующих  войнах  их  стало  больше,  и  обязанности  их  стали  шире. Женщины  были  не  только  сестрами  милосердия,  но  и  врачами, интендантами,  кастеляншами,  поварами… А  положили  начало  этому  Великая  Княгиня  Елена  Павловна  и ее сестры  из  Крестовоздвиженской  общины.  Прозвище  «Севастопольская»  можно  отнести  ко  всем  им,  известным  и безвестным,  как  символ  народной  любви  и  преклонения  перед  подвигом  женщин,  добровольно  взвалившим  на  свои  плечи  тяжелую  мужскую  работу.

Автор статьи: Николай Пономаренко

Поделиться:

"Городянин року"-2017

"Николаевский БазарЪ" в спецномінації "Літопис Миколаєва" Горожанин года

Нове у фотогалереї


Ігор Гаврилов вийшов із колу живих. Ми втратили близького друга, а Миколаїв - найкращого історика та генеолога. В історії міста не було таких людей і, мабуть, не буде.
Спасибо за многолетнюю Дружбу, Игорь... Усі статті Ігоря на нашому сайті

Николаевский БазарЪ на twitter