24 лютого 2022 року о 4-й ранку РФ почала бомбити Україну

Свадьба в Богоявленске

Осень. Ветер гонит по небу тяжелые сизые облака, а в лимане белые буруны катаются на холодных волнах. Стаи птиц тянутся на юг, а ветряки-мельницы прощально машут своими крыльями, не в силах оторваться от земли.

Сжаты и свезены в коморы "жито, пшениця та всяка пашниця", убраны огороды.

В это время в Богоявленске гуляют свадьбы. Давайте с помощью воспоминаний, старинных обрядов, картин украинских и русских художников 19-го века попробуем проследить, как выглядела богоявленская свадьба в разные годы и даже в разные века.

Василий Васильев. Одевание невесты.

Василий Васильев. Одевание невесты.

30 октября 1810 года богоявленский поселянин Иван Яновский выдавал дочь Марию замуж за жителя того же села Трофима Барышевского. Опустим сватанье, перейдем сразу к свадьбе. Подготовка к ней и сама свадьба – тяжелый труд, достается всем: от молодоженов до их друзей и подруг, а также дальним и близким родственникам. Больше всего достается женщинам. На них праздничный стол, каравай, шишки, свадебный наряд невесты и т.д. На мужчинах – столы, лавки, которые собираются по соседям, а в 20-м веке – шалаш, или, как его называли в Жовтневом, палатка.

  Утром в день свадьбы, пока подружки одевают невесту в доме ее родителей, в дом жениха сходятся поручители и поезжане – одни из главных действующих лиц на свадьбе после жениха и невесты. По сути это помощники жениха во время свадебной церемонии. Они выполняют множество обязанностей: от выкупа невесты до держания венца во время венчания и проведения свадебных обрядов. У Трофима Барышевского такими поручителями были Семен Матяшевский, Федор Андриевский и Стефан Романовский. Все они, кроме жениха, дядьки в возрасте: Романовскому и Андриевскому за сорок лет, Матяшевскому – так вообще под пятьдесят. Люди опытные, знают все традиции и обряды. Подружки невесты в венчании участия не принимают, церковные книги зафиксировали только мужские имена и фамилии.

Мужчин перевязывают рушниками, женщин – платками.

Художник Иван Ижакевич (1864-1962) "Под венец"

Художник Иван Ижакевич (1864-1962)
"Под венец".

Но вот свадебный поезд тронулся в путь. Пока волы тянут празднично украшенные возы, расскажу еще об одной особенности той свадьбы. И Яновские, и Барышевские приехали в Богоявленск из Могилевской губернии, значит, были белорусами. А по белорусской традиции невеста должна жить на той стороне улицы, что и жених, переводить ее через дорогу считалось плохой приметой. А так как Богоявленск был относительно небольшим еще поселением, то и ехать свадебному поезду далеко не пришлось: всего несколько хат.

Художник Иван Ижакевич (1864-1962) запечатлел этот момент, правда, много лет спустя и в другом месте, но общее представление о свадьбе он дает. Его картина так и называется: "Под венец".

Подружки выводят невесту, и свадебный поезд отправился в церковь.

Пока идет венчание, в доме невесты заканчиваются последние приготовления. На стол ставят свадебный каравай, в него втыкают гильце - ветку плодового дерева, украшенную яблоками и разноцветными лентами. Считается, что гильце символизирует красоту и молодость невесты.

Амвросий Ждаха. Ставят гильце на стол

Амвросий Ждаха. Ставят гильце на стол.

Во второй половине 20-го века гильце облепляли тестом и запекали в печи, так что оно казалось естественным продолжением каравая. Из украшений добавились конфеты, которых в начале 19-го века еще не было и в помине.

Но вот венчальная церемония закончилась, и все предвкушают начало свадьбы, ведь свадьба – это, прежде всего, угощение и веселье, не зря же в украинском языке она так и называется весілля. Вездесущие мальчишки, забравшись на деревья, издалека замечают свадебный поезд, украшенный красным флагом. Их крики "Едут! Едут!" слышно по всей слободе.

Желающие заработать переливают дорогу молодоженам водой, а жених или кто-то из поручителей (а после венчания они уже бояре, а позже – шаферы) откупается деньгами либо угощает стопкой вина. Это своеобразный викуп за невесту, заодно и проверка жениха на готовность раскошелиться ради своей ненаглядной.

Но вот свадебный поезд прибыл к дому невесты, где молодых встречают отец и мать невесты с иконой. После благословения молодых посыпают пшеницей и мелкими деньгами, чтоб не было нужды в семье. Больше всех этому радуются дети, успевающие вытаскивать монетки из самых дальних углов двора.

После этого все идут за стол, и начинается веселье. Жениха и невесту усаживают на вывернутый кожух, чтобы "были молодые богаты, как тулуп косматый". Эту традицию также привезли с собой переселенцы из Могилевской губернии.

Константин Трутовский. Свадебный выкуп.
Амвросий Ждаха. Встреча молодых

Константин Трутовский. Свадебный выкуп.

Амвросий Ждаха. Встреча молодых

Гости поздравляют молодых и дарят подарки, а в ответ получают сдобные шишки. Почему шишки? Считается, для того, чтобы уберечь молодоженов от ссор и ошибок в совместной жизни. Пусть шишки достаются гостям, а супруги живут в мире и согласии. Шишки упоминаются в словаре Н.В. Гоголя как "небольшой хлеб, делаемый на свадьбе". Раздачей шишек занимался специально назначенный человек – староста, – в руках которого была металлическая тарелка с монетами, обтянутая платком. Он тряс тарелку, чтобы привлечь внимание, и приговаривал: "У нашего князя и княгини, у княгини, есть родители". Родители дарили подарки, а взамен получали шишки и стопку водки, которую тут же следовало выпить за здоровье молодых. И таким образом вызывались все родственники жениха и невесты. Оставшиеся шишки выносили «запорожцам» – тем, кто на свадьбу не приглашен, но пришел посмотреть на нее из-за порога дома.

Когда все шишки розданы, один из поручителей раздает каждому гостю по куску каравая. В 80-е – 90-е годы, на закате традиционной свадьбы, всем незамужним девушкам раздавали также и по кусочку гильца на удачу, чтобы скорее стать под венец. Его надо было положить под подушку, чтобы приснился суженый.

Николай Пимоненко. Свадьба.

Митрофан Зиновьев. Раздача каравая. 1881 г.

Николай Пимоненко. Свадьба.

Митрофан Зиновьев. Раздача каравая. 1881 г.

Меня в детстве очень удивляло, что шафер ходил с красным государственным флагом, а ему за это ничего не было. Оказалось все не так, как я себе фантазировал. В старинной болгарской свадьбе также был флаг, и назывался он "феруглица". Он представлял собой красное яблоко на длинном шесте, которое крепилось на высоком дереве или на крыше дома. Красный флаг привлекал в себе внимание и говорил о том, что в этом доме свадьба. Так и красный флаг в руках друга жениха. На картине Ивана Соколова он хорошо виден.

Иван Соколов. Свадьба

Иван Соколов. Свадьба.

Как правило, все действия в первый день сопровождались песнями, танцами под скрипку и бубен (иногда к ним присоединялся бас, и тогда получались "троистые музыки"), шутками и розыгрышами. Столь популярный некогда на наших свадьбах баян появился только в начале 20-го века.

Заканчивалось веселье после того, как все подарки были подарены, а молодожены отправлялись в хату жениха.

Второй день свадьбы начинается с того, что молодая жена угощает завтраком свекра и свекровь, а те делают заключение, хорошо ли мать научила дочь готовить.

После этого начинают сходиться гости. Опоздавших заставляют целовать грязную сковороду, либо заплатить выкуп. Второй день свадьбы – это день всевозможных розыгрышей и шутливых обрядов, имеющих, тем не менее, свой определенный смысл.

Свадьба снова отправляется в дом невесты. Ее мать топит печь, а один из бояр (шафер) лезет на крышу с красным флагом, чтобы проверить, горит ли печь. Если тяга хорошая, он сообщает об этом всем присутствующим криком "Горит!", а затем символически гасит огонь. Что бы это значило? Возможно, ответ кроется в одной из свадебных песен:  

Вигрібай, мати, з печі жар, жар,
Коли тобі дочки жаль, жаль,
Та кидай у піч дрова,
Оставайся жива-здорова.

То есть, мать не должна печалиться, что дочь ушла из ее дома.

А поскольку теща свою роль выполнила, дочку вырастила и выдала замуж, зять благодарит ее, купив ей чоботы. Он должен был помыть ей ноги и самолично надеть на ноги новые чоботы под совершенно хулиганскую песню, которая так и называется: "Чоботы". Вот несколько куплетов из этой песни, легко заметить, что там несколько иные слова, совсем не в рифму:

Ой купила чоботи з бугая, не бояться холоду, нічого
Чоботи, чоботи ви мої, наробили клопоту ви мені…
Чоботи, чоботи з бугая, не бояться холоду, ай-ай-ай!
На городі кури гребуться, а в садку дівчата гуляють
Чоботи, чоботи ви мої, наробили клопоту ви мені…
Чоботи, чоботи з бугая, не бояться холоду, нічого!
Приїзджала сваха до свахи, притуляла руку до руки
Чоботи, чоботи ви мої, наробили клопоту ви мені…
Чоботи, чоботи з бугая, не бояться холоду, ай-ай-ай!

Было еще одно развлечение с таким же названием. Заключалось оно в том, чтобы невеста успела вытащить из-под ног танцующей гостьи или гостя деньги. Говорят, что раньше танцевали босяком, зажав монеты между пальцами. Но на моей памяти уже не разувались, а, наоборот, старались надеть самую тяжелую обувь. Иногда пальцы невесты после таких танцев были в ссадинах и синяках.

Георгий Белащенко. Последний день свадьбы

Георгий Белащенко.
Последний день свадьбы

Если же дочка была младшей в семье, то тещу с тестем следовало "утопить". Они свое дело сделали, и больше не нужны. Со временем стали "топить" только одну тещу. Для этого находили самую грязную тачку, сажали в нее мать невесты и под веселую музыку всей свадьбой везли топить к ближайшему водоему. Больше всего радовался этому тесть…

Еще одна забава – бить горшки. Старые глиняные горшки били о стену дома или о другую твердую поверхность. Считалось, чем больше горшков разобьют на свадьбе, тем крепче будет молодая семья. Отсюда в нашем обиходе и появилось выражение "побить горшки" - поссориться с битьем посуды и расстаться.

В таких забавах проходит весь день. К вечеру старики собираются в одном углу, а молодежь в другом. Девушки приносят деревянного коня и предлагают парням купить его. Сторговавшись, парни поют: "Мой конь золотой, грива золотая, покатайся со мной, моя дорогая". Затем все вместе дарят коня молодоженам.

Постепенно гости расходятся, заканчивается второй день свадьбы.

Третий день свадьбы. Молодожены отдыхают, а гости продолжают веселиться. В этот день гости одеваются в самые немыслимые наряды и отправляются по домам собирать курей. В 60-е и даже в 70-е годы прошлого века ряженых можно еще было встретить на улицах Жовтневого. Но потом этот обряд справлять перестали: некоторым гостям уже было неудобно предстать перед знакомыми в странном наряде. Вечером все снова собирались в доме жениха, варили куриный суп с лапшой, пели песни и танцевали под баян.

На четвертый день приходили самые близкие родственники, "раздували" по улице перья съеденных вчера курей. На этом свадьба заканчивалась.

Ряженые. г.Жовтневое. Начало 70-х годов.

г. Жовтневое. Начало 60-х годов. Свадьба Ивана Паливоды и Дарьи Ткаченко

Ряженые. г. Жовтневое. Начало 70-х годов.

г. Жовтневое. Начало 60-х годов.
Свадьба Ивана Паливоды и Дарьи Ткаченко

Сегодня свадьба уже далеко не та, какой была еще несколько десятилетий назад. Перестали ставить шатры во дворах (палатки), столы и лавки для которых собирали по всем родственникам. Исчезли баянисты. Поначалу они как-то сосуществовали с вокально-инструментальными ансамблями, исполнявшими такие "хиты", как "Поспели вишни в саду у дяди Вани", "Мама, я летчика люблю", "Расцвела сирень в моем садочке2 и другие, а потом канули в небытие и, те и другие.

Появились чужие традиции и обряды, и наша свадьба перестала быть самобытной. Но жизнь продолжается, и кто знает, может быть когда-нибудь услышим, как мальчишки кричат "Едут! Едут!" или увидим на наших улицах шумную толпу ряженых с курами в руках…


А у Трофима Барышевского и Марии Яновской была долгая семейная жизнь:

1. Сын Иван родился примерно в 1817 году. Вступил в брак с дочерью Сысоя Литовченко 26 января 1838 года.

2. Сын Харитон родился 29 сентября 1819 года.

3. Дочь Домникия родилась 15 января 1822 года.

4. Сын Ферапонт родился 27 апреля 1824 года. Женился на Параскеве Тимофеевне и 17 июля 1850 года у них родилась дочь Марина.

5. Сын Архип родился 18 февраля 1829 года. Вступил в законный брак с Феодосией Аникеевне Родионовой (ок. 1831 г.р.) 4 мая 1852 года. У них родился сын Спиридон 12 декабря 1873 года

6. Сын Григорий. Женился на Матроне Симоновне. Их сын Никита родился 11 сентября 1851 года.


Их потомки и сейчас живут в Корабельном районе нашего города.

Рядовой Григорий Данилович Барышевский участвовал в Первой мировой войне. Ранен 17 августа 1914 года.

Барышевский Владимир Петрович, 1920 г.р., красноармеец. Пропал без вести в 1943 году. Проживал по ул. 12 лет Октября, 182. Мать: Барышевская Оксана Афанасьевна. Жена: Пелагея Сидоровна.

Барышевский Семен Никифорович, 1897 г.р. Красноармеец 165 СД. Пропал без вести 20.10.1944 года. Проживал на ул. Карла Маркса, 381.

Анатолий Семенович Барышевский много лет проработал на судостроительном заводе "Океан".


Автор статьи: Николай Пономаренко

Амвросий Ждаха. Ставят гильце на стол

Поделиться:

"Городянин року"-2017

"Николаевский БазарЪ" в спецномінації "Літопис Миколаєва" Горожанин года

Нове у фотогалереї


Ігор Гаврилов вийшов із колу живих. Ми втратили близького друга, а Миколаїв - найкращого історика та генеолога. В історії міста не було таких людей і, мабуть, не буде.
Спасибо за многолетнюю Дружбу, Игорь... Усі статті Ігоря на нашому сайті

Николаевский БазарЪ на twitter