От прошлого через настоящее к будущему...

"Парад модерна" на Большой Морской

Я уже рассказывал о том, что Н.В.Гоголь мечтал об улице, на которой были бы представлены дома всех архитектурных стилей ("ВН" - 19.06.07). Конечно, такой улицей в Старом Николаеве была Спасская, но она не одна такая - их много в нашем городе.

Сегодня мы пройдем по Большой Морской, вернее - по ее двум кварталам, где находятся лучшие здания, демонстрирующие нам разные стили. Это - кварталы от Пушкинской до улицы Декабристов (Глазенаповской, по-старому). Думаю, вас такая прогулка не утомит...

Начнем от Пушкинской и пойдем "вниз", как принято говорить у нас в Николаеве, в сторону Советской. Первый дом, который обращает на себя внимание, - это угловое двухэтажное здание с ризолитами и эркером на углу Большой Морской и Пушкинской. Окрашенное светлой охрой с белыми деталями и таким же обрамлением больших окон, оно смотрится весьма импозантно. Это - типичный образец провинциального модерна, но без его характерного архитектурно-орнаментального украшения: строго, стильно и внушительно. Предположительно, до революции в этом здании находилась Николаевская таможня, потом (на заре советской власти) - немецкая школа, а после войны - факультет физкультуры и спорта пединститута.

Перейдем Пушкинскую и остановимся перед нынешним Художественным музеем имени В.В.Верещагина. Это красивое здание летом не видно ни с какой стороны из-за бурно разросшихся деревьев. Оно было построено в начале XX века для Второго Российского страхового общества (1904 г.). Оторвите свой взгляд от первого этажа и посмотрите вверх. Вас (если вы чувствительны к красоте) поразит обилие и разнообразие окон, балконов и их оформлений, архитектурных украшений стен - маски, сандрики, кариатиды, решетки, гирлянды, кронштейны, фонари, пилястры и прочее. А как красивы кованые ворота из ажурного сплетения железных прутьев! Не о таких ли воротах, решетках и кронштейнах говорил знаменитый мастер эпохи модерна Гектор Гимар: "С этим куском железа надо обойтись со вкусом - не использовать его логически и методично; только так будет найдена истинная красота".

Дом, который мы рассматриваем, - типичный образец классического модерна, но в нем смело использованы и элементы прошлых "ордерных" стилей. Он ценен для нас еще и тем, что здесь частично сохранились элементы модерна в интерьере, чего почти не найдешь в Николаеве. Интересны главная лестница с гермами на развороте и необычный внутренний мостик над ней, соединяющий два верхних зала.
К сожалению, не известен архитектор, создавший это прекрасное здание, но вероятнее всего, им был какой-то столичный зодчий. Именно таким архитекторам заказывали солидные компании, общества и банки здания своих филиалов в провинциях.

А теперь посмотрим на противоположную сторону. Здесь, ближе к Фалеевской, бросается в глаза интересное здание бывшего Одесского учетного банка (сейчас - клуб МВД). Оно построено предположительно в 1904 г. также в стиле модерн, но с использованием элементов ренессанса. Я, возможно, вызову возражения со стороны "ортодоксов от архитектуры", считающих, что стиль модерн представляет собой некий монолит их архитектуры, живописи и скульптуры, отделенный "железными занавесами" от предшествующей ему "эклектики" и последующих "неостилей". Безусловно прав теоретик архитектуры В.Л.Глазычев, взгляд которого я хочу привести: "С современной точки зрения иллюзорное единство "модерна" распадается на множество персональных почерков, и все становится стократ сложнее, если пытаться проводить четкую грань между "модерном" и "современной архитектурой". Его мысль блестяще подтверждается зданиями, расположенными в кварталах от перекрестка Большой Морской и Фалеевской. Это - настоящий "парад модерна" во всем его разнообразии.

Здание нынешнего клуба МВД отличается своей типично модерновой планировкой, эффектными картушами на стенах, где изображен парусник, якорь и жезл Меркурия - символы торговли, и морской, в частности. Необычен также "спрятавшийся" в нише между домами эркер - типичный элемент модерна. Архитектором, вероятнее всего, был какой-либо одесский известный мастер.

Рядом с этим домом, на углу Фалеевской и Большой Морской, находится величественное здание бывшего Русского для внешней торговли банка (впоследствии – Дворец труда и затем Дворец пионеров). Это уже новое веяние в архитектуре, пришедшее на смену модерну, - "неоренессанс". Строгое, но впечатляющее здание, напоминающее итальянское палаццо эпохи Позднего Ренессанса, построено по проекту одесского архитектора В.М.Кабиольского инженером Ф.О.Гайдуковым (1912 г.). Видимо, сам зодчий гордился своим творением и велел врезать в стену табличку с именами архитектора и строителя и годом постройки.

Теперь перейдем на противоположный угол. Здесь, недалеко от угла, еще до войны существовала бывшая Хоральная синагога (в советское время - клуб). Она была построена в 1879 г., а в 1891 г. ее отремонтировали и перестроили в стиле зарождавшегося модерна, использовав готико-мавританские элементы, характерные для всех еврейских культовых и торговых зданий. Немцы сожгли синагогу, и от нее остались только жалкие "останки". Город потерял своеобразное здание с типичными национальными акцентами.

Второй угол украшает впечатляющее здание бывшего Санкт-Петербургского международного банка (сейчас – Украинский государственный банк). Оно построено в 1909 г. и, вероятнее всего, по проекту столичного архитектора. Здание вобрало в себя все "признаки" классического модерна, о которых интересующийся читатель может узнать из статьи в "Вечернем Николаеве" (11.08.98).

Несмотря на то, что здание "потеряло" фронтон с украшениями, находившийся на фасаде по Большой Морской, оно поражает творческой фантазией архитектора, "наградившего" его множеством разнообразных окон с их оригинальными сандриками и в особенности - многообразием архитектурных украшений (я насчитал их около пятнадцати). Когда-то угловую башню, в которой расположен вход, украшали гербы Санкт-Петербурга и Николаева, изуродованные в советское время. Интересны также различные материалы, использованные для отделки здания. Именно к нему в значительной мере применимо высказывание Ле Карбюзье: "Архитектура - это создание волнующих соотношений грубых материалов".

После революции в здании банка находился ДКАФ (Дом Красной Армии и Флота), куда мы, дети, ходили на "утренники" за подарками, поднимаясь по мраморной лестнице в величественный зал, подавлявший нас своими мощными пилястрами и удивлявший журчавшим (на втором этаже!) фонтаном с золотыми рыбками. И сегодня - это может быть один из немногих интерьеров модерна, сохранившихся в "первозданном" виде.
На старых фотографиях за зданием банка находился большой красивый дом. Он был построен, вероятно, в конце XIX в. в "романтическом" стиле со множеством "архитектурных излишеств" в виде ваз, балконов и прочего. После революции здесь находилось "Губчека" – КГБ тех времен. Вероятно, дом был сожжен "чекистами" при оставлении города в 1941 г. А внутри банковского двора и сейчас располагается интересное жилое здание, построенное в конце XIX или начале XX в. также в стиле модерн, но в его "кирпичном" варианте.

На противоположной стороне сохранился двухэтажный дом купца Воронцова, известный уже с 1869 г. Он считался одним из самых красивых домов в то время. Нижние этажи занимали лавки, а наверху жил хозяин. По центру дома находился балкон, окруженный двумя кариатидами. Но лет двадцать тому назад "мускулистая рука пролетария" безжалостно срубила этих двух "красавиц" – кому нужны эти кариатиды, требующие реставрации! Да к тому же с печальными глазами и так напоминающие "женщин-тружениц" Советского Союза, придавленных жизнью.

И наконец, последнее здание на углу Большой Морской и Декабристов (Глазенаповской), известное под названием "Дом Уткина" (сейчас – областное управление МВД). Этот дом – один из вариантов модерна – демонстрирует торжество новых материалов: цемента и железобетона. Даже железобетонное ограждение одного из балконов поражает и удивляет своей ажурностью. И это железобетонное кружево до сих пор целое – а ведь прошло 100 лет! Возможно, эти цементные и бетонные детали в виде атлантов, кариатид, перил, масок, гирлянд и прочего выпускались фабрикой знаменитого киевского архитектора Владислава Городецкого, амбициозного русского поляка, построившего свой шедевр - "Дом с химерами", аналогов которому нет в мире.

Мы познакомились с несколькими домами в "окрестностях" перекрестка Большая Морская – Фалеевская. И большинство из них представляют разные направления модерна - некогда презираемого стиля, который все же оставил свой, хотя и не очень яркий, след в архитектуре Николаева. В отличие от "ордерных" стилей прежних эпох с их демонстрацией силы и власти (особенно - ампир), модерн оказался более близким человеку, поражая и привлекая нас (в своих лучших произведениях) образностью, мастерством и выразительностью. Именно к модерну можно отнести высказывание одного из знаменитых импрессионистов (кажется, Эдуарда Мане):

Не надо ни добра, ни злости.
Мне дорог цвет слоновой кости
На фоне ало-золотом.

Зачем нам политические дрязги, когда у нас имеется такая красота!

Юрий Семенович Крючков
"ВЕЧЕРНИЙ НИКОЛАЕВ", 28 июля 2007 г.

"Горожанин года"-2017

"Николаевский БазарЪ" в спецноминации "Летопись Николаева"

"СТАРЫЙ НИКОЛАЕВ"

Календарь на 2019 год!
В магазине "Нольга" на улице Б. Морская, 65 (угол ул. Соборной)!

Новое в фотогалерее

Николаевский БазарЪ на twitter