Новокупеческая церковь: от рождения до разрушения
Николаев, будучи в большинстве своем городом, населенным жителями православного вероисповедания, за годы своего существования до 1917 года успел обзавестись более чем двумя десятками храмов.
Крупнейшим и, вероятно, самым оригинальным из них являлась Богородичная Церковь Всех Скорбящих Радости.
К сожалению, история мало что сохранила от нее. С 1936 года до наших дней «благодарные» потомки не оставили практически ничего от этого, некогда величественнейшего и красивейшего храма города, служившего его настоящим украшением.
Располагалась церковь в квартале, ограниченном четырьмя улицами – Пограничной, Малой Морской, Радостной и Богородичной. С момента основания города это место не было обжито. Городские строения заканчивались на ул. Пограничной, а от нее в направлении р. Южный Буг простирался огромный пустырь – левада, которая до 1833 года принадлежала морскому офицеру Павлу Ивановичу Вавилову, с 1822 года служившего в Николаеве адъютантом Главного командира Черноморского флота А.С. Грейга. В 1832 году он в звании капитана 2-го ранга вышел в отставку и стал распродавать эти земли. Участок земли, на котором затем расположилась церковь был выкуплен у него николаевской Городской думой в феврале 1833 года.
Примерно в тот же период времени в Городскую думу поступило предложение о строительстве нового православного храма в юго-восточной части города. Необходимость в этом была вызвана тем, что в то время этот район начинал активно застраиваться и заселяться, а ближайшие церкви располагались в центральной части города, на значительном удалении от этих мест, что естественно было очень неудобно для жителей окраины.
Дума приняла во внимание данную заявку. Людвигу Антоновичу Опацкому – первому Николаевскому городскому архитектору, была заказана разработка проекта новой церкви.
И 1 апреля 1835 года этот проект был уже представлен на утверждение в Городскую думу, в которой он был рассмотрен и утвержден к строительству. Тогда же были составлены все необходимые сметы. Далее проект, согласно существовавшего в те годы порядка, был представлен на рассмотрение императору Николаю І, который 5 мая 1837 года издал указ, разрешавший строительство нового православного храма в г. Николаеве по утвержденному проекту. В указе имелась приписка о том, что к приходу новой церкви будут отнесены бывшие прихожане Старокупеческой церкви - 433 лиц мужского и 448 лиц женского пола, дворов - 276. Также предписывалось перевести в новую церковь один причт (священника с помощниками) из бывшей ранее трехкомплектной Старокупеческой церкви, которая с того времени становилась двухкомплектной.
Расходы на строительство нового храма - самого грандиозного и величественного в городе, решило взять на себя николаевское купеческое общество. Им же были определены сроки строительства - пять лет и объявлен сбор пожертвований. Основными меценатами выступили мещане и купцы города. По этой причине церковь стали называть Новокупеческой. Стоит отметить, что в Николаеве до этого – с 1800 года в центральной части города (ныне пересечение улиц Лягина и Потемкинской) уже существовала церковь Рождества Богородицы, построенная на средства купцов. В народе ее именовали «купеческой». В связи с этим, с середины 30-х годов ХІХ века ее стали называть Старокупеческой, а вновь строящийся храм на бывшей леваде Вавилова - Новокупеческой.
Специально для осуществления строительства церкви был создан попечительский совет, председателем которого стал один из известнейших и уважаемых людей в городе - купец 3-й гильдии, 36-летний Иван Сергеевич Николаев, владелец мыльного и свечного заводов. В будущем, в период с 1860-62 гг. он даже являлся Николаевским городским головой. Он же состоял церковным старостой этого храма в период с 1843 по 1856 годы. Именно такой человек и занялся сбором денежных средств.
Кроме того, в попечительский совет также вошли чиновник Дьяченко, мещане – Александр и Василий Старчеусы, Иван Иванов и Ларион Прищепа.
В 1838 году в торжественной обстановке церковь была заложена. Строительство длилось пять лет. Подрядчиками стали экономические крестьяне - братья Гавриил и Иван Разшиваевы. Кровля была сделана крестьянином Даниилом Рубцовым. Церковь строилась из белого камня-ракушняка. Имела три престола и одну «главу». Длина здания составляла 51 м, ширина - 25 м.
28 июля 1843 гора новый храм (главный его престол) был освящен в честь Богородицы Всех Скорбящих Радости. Правый придел был освящен во имя успения Божьей матери, празднуемого 15 августа. Левый придел так и оставался неосвященным какое-то время, но позднее он был освящен в честь Вознесения Господня.
«Всех Скорбя́щих Ра́дость», «Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице…» — наименование иконы Богородицы, почитаемой в Русской православной церкви чудотворной. Известна в различных списках. На иконе изображена Богоматерь в сиянии мандорлы, окружённая людьми, обуреваемыми недугами и скорбями, и ангелами, совершающими благодеяния от её имени.
Согласно преданию, образ впервые был прославлен в 1688 году в Москве в церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Преображения) на Большой Ордынке, где, как считается, и хранится ныне (в честь иконы освящён северный придел храма). Празднование иконе совершается 24 октября по юлианскому календарю (6 ноября по григорианскому). Некоторые списки с неё имеют свои дни празднования.
Вероятно, первоначально в ограде церкви располагалась небольшая отдельностоящая двухярусная колокольня - звонница, которую мы можем наблюдать на гравюре 19 века. Но в 1864 году в Санкт-Петербурге был разработан проект реконструкции храма, который включал в себя увеличение его западного притвора и пристройку в этой части новой колокольни. В 70-х годах 19 века данный проект был воплощен в жизнь – была возведена новая колокольня, состоящая из двух ярусов над входом. На ней было установлено 5 колоколов. Самый большой имел вес 104 пуда 20 фунтов. Старая же была разрушена. Помимо этого, в 1883 году в трапезной части церкви обустроили еще два придела. Правый из них был освящен в честь святых мучениц Софии, Веры, Надежды и Любови, а левый – в честь святой мученицы Параскевы. Однако церковь по-прежнему оставалась трехпрестольной. На тот период времени это было самое большое и величественное здание Николаева.
В ограде церкви, имелся погост – небольшое кладбище, на котором находилось несколько захоронений. К сожалению, имена людей, похороненных там сейчас не представляется возможным установить. Вся территория церковного двора была огорожена высоким каменным забором.
По состоянию на 1906 год в штате церкви состояло три священника и два псаломщика. Количество прихожан мужского пола было 1718 человек и женского – 1620 человек. В тот период времени при церкви имелась двухклассная церковно-приходская школа для детей, в которой в этом году училось 155 мальчиков и 78 девочек. Кроме того в начале 20-го века при церкви действовала церковно-приходская школа для взрослых, в котрой обучались грамоте и другим наукам люди зрелого возраста.
Также сохранились упоминания и о том, что священники церкви преподавали Закон Божий в Лермонтовском училище, расположенном в начале ул. Радостной и правили службу в часовне, на территории Николаевского морского торгового порта.
С 1889 года при Новокупеческой церкви существовало приходское попечительство – орган, помогавшим в существовании найбеднейшим слоям населения города, собиравший средства для них и оказывавший им всяческую помощь.
Эта церковь дала названия двум улицам, проходившим мимо нее – Богородичной (ныне - Пролетарская) и Радостной, носящей это название и сейчас.
В период с 1843 по 1920 годы в церкви сменилось одиннадцать настоятелей. Первым из них стал Василий Русскевич, который прослужил там более 10 лет и одновременно являлся увещателем ссыльных арестантов прибывавших в Николаев. Затем его один за другим сменяли: Василий Сердюков, Иван Диковский, Дий Ивашкевич, Василий Ивашкевич, Михаил Погорельский, Игнатий Зубов, Дмитрий Канин, Дмитрий Стоянов, Николай Левандовский, Павел Салагор. Все они были достаточно известными священниками города.
В советский период для данной церкви, как и для многих других начался период «заката». В конце 20-х - начале 30-х годов храм был передан т.н. обновленцам – представителям Православной Церкви в СССР, сторонникам нового, демократичного движения в российском христианстве, возникшего после Февральской революции 1917 года.
Он стал их кафедральным собором. С того времени в нем в разные годы правили службу обновленческие священники - Афанасий Вавринюк, Иван Голубятников, Дмитрий Мерчанский, Иван Петров, Леонид Коцюбинский.
Сохранились сведения о том, что по состоянию 1932 г. в храме было 337 официальных прихожан обоего пола - членов религиозной общины.
В этот период в церкви трижды совершались кражи - 7 апреля и 22 июня 1933 года, 1 июня 1934 года. Добычей злоумышленников стали золотые и серебряные предметы церковной утвари. Из этого можно сделать вывод о том, что вероятнее всего на тот период времени даже никакой охраны там не было. Обществу было не до церквей.
В 1934 году было принято решение о закрытии данной церкви. Сначала это решение было закреплено документально в Постановлении ВУЦИК от 08.07.1934 г., а затем и в постановлении Николаевского горсовета от 05.8.1934 г.
Согласно данных решений церковь была закрыта и передана Николаевскому судостроительному институту для организации в нем культурного дома студентов. Вся находившаяся в ней церковная утварь и имущество были переданы по описи в Свято-Михайловскую церковь, располагавшуюся в п. Варваровка и в Старокупеческую церковь на ул. Рождественской.
Последним священником, правившим в ней службу в 1934 году, стал 56-летний протоиерей Леонид Захарович Коцюбинский. В эту церковь он прибыл из Днепропетровска лишь незадолго до ее закрытия - 2 апреля 1934 года, а после этого продолжил службу в Семеновской церкви г. Николаева.
Однако институту было непосильно содержание такого огромного здания. Отсутствовали средства, достаточные для его переоборудования. В связи с этим клуб студентов в нем так и не был открыт.
В 1935 году одесский облисполком, своим решением передал здание бывшей Новокупеческой церкви создающемуся в Николаеве инструментальному заводу (в последующем – Николаевский опытный завод технологической оснастки) для размещения в нем клуба. Однако только встающему на ноги заводу в то время было видимо не до клуба и потому до самого начала войны здание так и оставалось необитаемым и вероятно не использовалось. В годы войны в здание церкви попала бомба, часть храма разрушилась. В здании упала и была растащена крыша, окна и двери. На снимках аэрофотосъемки 1944 года она так и видна - без куполов и крыши. Зато мы можем наблюдать общую структуру здания.
В 1946 году активно начал восстанавливаться и развиваться инструментальный завод. Решением Николаевского горисполкома ему были отданы территории кварталов №196 и №209 между улицами Малой Морской, Радостной, Леккерта и Пограничной, в связи с чем была закрыта Богородичная улица между улицами Пограничной и Радостной. Помещений для цехов у завода не хватало, а потому здание церкви включили в производственный комплекс. Была восстановлена крыша и к нему со всех сторон стали пристраиваться многочисленные постройки. В одном из приделов церкви располагался кузнечно-штамповочный цех. Заковоротний Д.И. в книге «Храмы Николаева» пишет: «Ветераны завода рассказывали, что в пятидесятые годы рабочие разбирали стены храма, выложенные белым известняком. Из него выжигали высококачественную известь для побелки и продавали ее на рынке. В 1956-58 гг. на стенах уже разрушенного храма еще виднелись фрески с ликами святых. Их ежегодно пытались закрасить, но они вновь пробивались, пока их не срубили вместе со штукатуркой.»
За послевоенные десятилетия здание храма было изменено до неузнаваемости. Однако оно частично все же продолжало существовать. В 2009 году новый собственник территории завода принял решение о сносе остатков церкви. В результате чего практически все остатки некогда самого большого храма Николаева были стерты с лица Земли. На сегодняшний день от церкви осталась лишь часть восточной стены да груды камней. Место ее расположения в настоящее время наверняка определено под застройку. Вот так непросто и трагично сложилась судьба одного из лучших творений строителей Николаева 19 века.
В статье были использованы материалы книг Д,И. Заковоротнего "Храмы прибужья" и "Храмы Николаева", данные Николаевского областного краеведческого музея, а также фотоматериалы форума "Скамейка", сайта «1941-1945. Хроника Победы», изображения из книги "Именовать город Николаев" и личной коллекции А.Шинкаренко.
Дмитрий Оранский
На гравюре, по-моему, тот же