Николаевский театр кукол растет, но его аудитория - молодеет.
Ждут с нетерпением горожане открытия нового юбилейного 40-го театрального сезона в Николаевском государственном театре кукол.
Изменился ли за это время николаевский театр, стали ли другими зрители и куклы, какие темы интересны современному ребенку и что актеры представят нам в этом году?
Отметим, что слово «нам» — не оговорка. Еще в конце 1970-х годов первый главный режиссер Николаевского государственного театра кукол Борис Львович Оселедчик сознательно пошел на эксперимент, представив спектакль для взрослых «Дон Жуан в ХХ веке». За билетами на это представление впервые выстроилась очередь из взрослых зрителей, что стало подтверждением тому, что театр кукол — это не детский театр, а отдельный вид искусства для маленьких и взрослых.
В последующие года не раз в николаевский театр приглашал взрослую аудиторию. Однако сложился стереотип, что театр кукол — исключительно для детей. И только в 2008 г. этот миф окончательно развеяли николаевские кукольники, поставив премьеру спектакля для взрослых «Любовь, любовь!..» по пьесе В. Маслова, по мотивам «Декамерона» Джованни Боккаччо.
Взрослый зритель, и в особенности студенческая молодёжь, вереницей потянулся в театр и отлично принял спектакль, в котором занята вся труппа театра. Но вскоре актриса, которая играла главную роль, ушла в декрет, а актер, исполнявший роль Монаха – на пенсию. Поэтому спектакль временно выпал из репертуара. И вот, к 8 марта 2011 г., дабы вернуть взрослую аудиторию, планируется его восстановление.
Основной зритель помолодел
Заведующая литературно-драматической частью Николаевского государственного театра кукол Елена Викторовна Антонова отмечает, что если раньше театр с удовольствием посещали дети до старшей школы, и основной зритель был в возрасте 3-15 лет, то теперь четвероклассники считают себя слишком взрослыми, и на спектакли ходят дети от 3-х до 10-ти лет. При этом, чтобы 7 - 10-летние посетители остались довольны, для них нужно подобрать индивидуальный спектакль.
Но театр не чувствует нехватки зрительской любви. Он посещаем даже в эпоху чрезвычайно развитых технологий. Как удается конкурировать с современными чудесами техники, и что тянет зрителей в театр кукол?
- У нас минимум технологий, а максимум настоящего, живого, душевного. На глазах ребенка оживает Ёжик или Мишка. Ребенок больше верит этому. Никакие ЗD-технологии не передадут живых чувств во время общения с детьми, - говорит Елена Викторовна.
В репертуар Николаевского театра кукол берутся известные классические произведения для детей, мировая классика. Ставятся спектакли и по произведениям современных авторов: николаевской писательницы Ирины Грунской, киевлянки Богданы Бойко, а также Григория Усача и Владимира Маслова.
Пьесы новых авторов позволяют учитывать особенности современного ребенка, так как пьеса более действенная: меньше текста, но больше событий.
Конечно, за 40 лет работы театра изменилась и тематика его представлений. В первые годы она была воспитательного, военного, исторического характера. Сейчас же в сказках присутствуют интересные современному ребенку темы: дружбы, понимания, семьи, помощи ближнему.
Бытует мнение, что совсем маленьких детей в театр кукол водить не следует, но Е. Антонова считает по-другому: конечно, впервые пришедшие в театр дети могут заплакать, испугаться. Но в последнее время таких становится все меньше — современные дети более смелые и уверенные в себе.
К тому же, перед каждым спектаклем в театре проводятся педагогические встречи с детьми, во время которых с малышами разговаривают о том, что такое театр, каким должен быть театральный зритель и как нужно вести себя в театре. И уже подготовленный зритель смотрит сказку. Его реакция может быть любой, и это здорово, говорят работники театра. Проявлять эмоции во время спектакля сегодняшним зрителям не запрещается.
Как изменилась кукла?
Все о куклах знает актер театра, ведущий мастер сцены Валерий Иванович Почерняев. Куклы в его руках оживают, радуются, танцуют, любят... Если раньше в нашем театре были более востребованы диснеевские куклы-великаны, то теперь с их участием остался только спектакль «Мышонок Мыцык» (по пьесе Е. Чеповецкого), а в большинстве своем используется кукла верховая, тростевая, перчаточная, гапитная, планшетная и марионетка.
Освоить предмет «Кукла» непросто даже специалистам из кукольных отделений, у которых уходят на это, порой, годы труда. К сожалению, у нас в городе ни в одном учебном заведении нет специальности «Актёр театра кукол», и такой инструмент как театральная Кукла остаётся неизученным.
Труппа театра сегодня, в основном, состоит из студентов Николаевского филиала Киевского национального университета культуры и искусств и Колледжа культуры и искусств. Молодым актёрам приходится не просто осваивать профессию кукольника, однако «дорогу осилит идущий», и они набираются опыта у более старших коллег.
По заверению Валерия Почерняева, каждая кукла представляет собой открытие. У каждого ее вида есть особенности механики. Приступая к новой кукле, даже опытный актер испытывает волнение, трепет, преодолевает определенные сложности. Куклу нужно почувствовать, понять и оживить. Поэтому, когда она уходит из репертуара на полку или в фойе театра, украшая его, бывает очень больно. Ведь чтобы что-то оживить, нужно что-то вложить, а вкладываешь душу.
Благо, актерское мастерство позволяет оживить все, что угодно.
- Это не обязательно должна быть кукла - может быть карандаш, книга, руки. Искусство театра кукол настолько многогранно, что даже приказ директора можно оживить, и каждая страница будет иметь свой характер, в зависимости от того, что там будет написано, - утверждает актер.
Заглянули мы и в художественно-бутафорский цех, где «рождаются» новые сказочные герои.
Василий Колошин – художник-оформитель работает по технологии «папье-маше», изготовляя тело Медведя из поролона, а голову — из бумажной массы, пропитанной клеем. До Нового года у Мишки еще есть время, чтобы приобрести цвет, и тогда во всей красе он предстанет перед николаевской ребятней в зимней сказке «Солнышко и снежные человечки».
Современный театр кукол — это театр экспериментов
Как и большинство украинских театров, Николаевский театр кукол сегодня вбирает новые мотивы современной драматургии и актерской игры. Здесь экспериментируют со светом, формами кукол, больше внимание уделяется пластике, музыке и символам. Актер становится ближе к зрителю, чаще работает «живым планом». Также прослеживается тенденция к образному театру кукол, более музыкальному, чтобы вместо фонограмм актеры пели своим голосом. Декорация становится более символичной, необычной, комфортной и менее объемной. Ярким примером этому служит спектакль «Лисиця-обманщиця», который называют «авангардным» из-за необычного художественного решения.
- Если в классике принято считать, что кукла должна быть яркой, а ширма – нет, то здесь все в ярких тонах. Медведь - синий, Лиса - красная, да еще и с зеленым ирокезом. Декорация в ярких тонах, которые близки детской аудитории, их настроению и эмоциям. По форме Медведь на себя абсолютно не похож. Таких персонажей художник-постановщик Оксана Дмитриева «подсмотрела» в детских рисунках. Так мы приближаемся к фантазии ребенка, - отмечает Елена Антонова. - И это здорово! Они приходят в театр, а тут - их мир, их фантазии, они чувствуют себя здесь очень комфортно.
Других кукол, новый взгляд на сценографию и прочтение драматического материала работники театра привозят из различных международных и всеукраинских фестивалей. Правда, если в советские времена география гастролей и фестивалей Николаевского театра кукол была необъятной: Грузия, Абхазия, Молдавия, Северный Кавказ, Урал, Пермь, Тагил, Москва, Ленинград, то в последние десять лет театр колесит больше по городам Украины и Николаевской области. Хотя, в 2007 году на базе Николаевского государственного театра кукол прошли гастроли Минского областного театра кукол «Батлейка» (г. Молодечно). А в 2008 году Николаевский театр кукол принял участие в Международном фестивале в Минске, в г. Молодечно со спектаклем «Курочка Ряба».
Сегодня труппа театра, возглавляемого директором Викторией Петровной Терещенко, заслуженным работником культуры, председателем Художественного совета Николаевского театра кукол и персональным членом Международной ассоциации кукольников УНИМА, насчитывает 11 актеров. В год они ставят 4 премьерных спектакля. А в целом, играя для маленьких и взрослых зрителей в течении сезона (октябрь – июнь) около 500 спектаклей. Помимо стационарной сцены театры, выступают актеры в детских садах, школах, санаториях, домах культуры города и области.
Сюрпризы 40-го театрального сезона Николаевского театра кукол
На предстоящий театральный сезон работники театра запланировали три новых спектакля. Ближайший горожане увидят ближе к Новому году - это будет сказка «Солнышко и снежные человечки» по пьесе Александра Веселова.
На весну, к 8 марта, намечено восстановление спектакля для взрослых «Любовь, любовь!..» по мотивам «Декамерона» Д. Боккаччо. И выпуск известной и любимой сказки «Трое поросят» по сказке С.Михалкова.
В апреле-мае 2011 года театр планирует выпуск спектакля по правилам дорожного движения.
И уже совсем скоро театр планирует открыть юбилейный театральный сезон премьерой по пьесе М. Кученкова «Хитрий урок».
Автор статьи: Екатерина Стриль
zadira.info, 19.10.10