Немного о Спасском самотечном водопроводе
Одним из самых загадочных сооружений города Николаева, овеянным таинственностью и неизвестностью является Спасский самотечный водопровод. Скрытые от людских глаз под толщею грунта галереи и колодцы – это все, что осталось от этого необычного проекта призванного снабжать город пресной водой. Практически все они давно засыпаны и мало что вообще напоминает об их существовании. Пропал и сам Спасский источник, некогда питавший водой весь город.
В 1990-х годах в газете «Вечерний Николаев» профессором Ю.С. Крючковым было опубликовано две статьи: «Гидротехт Борис Фан-дер-Флис» и «Этот строптивый инженер Рокур», из которых мы можем кое-что узнать о создателях этого уникального гидротехнического сооружения и отчасти о ходе его строительства.
Ю.С. Крючков пишет, что «В 1819 году Б.В. Фан-дер-Флиса переводят в Николаев гидротехтом Черноморских портов Морского ведомства. В этом же году по поручению вице-адмирала А.С.Грейга Фан-дер-Флис разработал проект Спасского самотечного водопровода от Фонтана в Каменном саду ("Сухой Фонтан") до Адмиралтейства протяженностью 1683 сажени (около 3 километров). Водопровод предполагалось сделать из чугунных труб, но проект оказался слишком дорогим, и Фан-дер-Флис переработал его под керамические трубы. В 1820 году Грейг послал проект водопровода на утверждение царю, но Александр I умер, не успев его рассмотреть. Впоследствии водопровод был построен инженером Рокуром по переработанному проекту.»
«В апреле 1822 г. Рокур прибыл в Николаев, в распоряжение вице-адмирала А.С. Грейга, главного командира Черноморского флота. Здесь инженер Рокур спроектировал ряд зданий и портовых сооружений морского ведомства. Но главными его работами были проекты Спасского самотечного водопровода в Николаеве и сухих доков в Севастополе. Рокур переработал проект водопровода, выполненный ранее Ж.В. Гаюи, а затем приступил к его прокладке. Он руководил работами по сооружению Спасского водопровода с октября 1822 по декабрь 1823 г.
Вспомнив свой тулонский опыт, А. Рокур предложил использовать на строительстве каторжников. Замечу, что в 1826 году в Николаеве находилось 16 арестантских рот, всего 1920 человек, которых использовали как для прокладки водопровода, так и для других тяжелых работ. Видимо, столько же их было и у Рокура.
Сохранились ежедневные отчеты Рокура о выполненных работах, чертежи продольных и поперечных разрезов штолен, проложенных глубоко под землей и облицованных камнем, и другие документы. По дну штолен проходили трубы, по которым самотеком вода от Спасских источников поступала в город. До нас дошел любопытный словесный портрет Рокура, созданный легким пером первого историка Николаева, главного гидрографа Черноморского флота контр-адмирала Н.М. Кумани. Несколько в игривой форме Николай Михайлович сообщает: " При вступлении в командование адмирала Грейга, в 1816 году, воды было еще столько, что он вознамерился провести ее в город... Проект был составлен полковником путей сообщения Рокуром, природным французом, прикомандированным к Черноморскому ведомству... Я помню очень хорошо эту личность: маленький, подвижный как ртуть, человек, многоречистый которого разговор по быстроте, трескучести и непрырываемости можно было без преувеличения уподобить водопаду, - но только один разговор, с самою же водою он ладил не совсем удачно, как это доказано Спасским водопроводом.
Без всякой предварительной разведки о свойстве грунта, через который предполагалось просверлить тоннель, преступлено к делу, и после продолжавшихся несколько лет трудов обнаружилось, что проект невозможен к исполнению, потому что в той глубине, где по нивелировке приходилось укладывать водопроводные трубы, подпочва оказалась сыпучий песок, потом твердый камень и наконец вода. Не знаю, успели ли засыпать огромную яму около Сухого фонтана, куда свозился слишком 30 лет городской сор; но незадолго перед сим яма эта и частые провалы по улице против адмиральского дома обличали осязательно об убитых бесполезно трудах и времени...".
Первая очередь водопровода от третьего Спасского источника до дома главного командира работала исправно еще в середине 60-х годов прошлого века, и она показана на плане города 1832 г. как существующая. Хуже обстояло дело с главной линией водопровода вдоль Адмиральской. В первый же год пуска водопровода от главного источника - Спасского фонтана в районе нынешнего Яхт-клуба - трубы, не выдержав напора, полопались, и вода "ушла в песок". Но виновником все же был крымский поставщик керамических труб, но не Рокур.»
В марте 2013 года в зале Николаевского музея судостроения и флота открылась выставка «Из истории развития судостроения в Новороссийском крае в XVIII-XIX веках». Среди прочих экспонатов здесь представлена фотокопия уникального генерального плана города Николаева 1833 года с показанием размещения зданий и сооружений морского ведомства. Оригинал карты хранится в фондах Российского государственного архива военно-морского флота в г.Санкт-Петербург. Составителем плана является инженер полковник Кретшмар.
Этот план является, видимо, самой подробной и точной картой города того периода. Тонкой голубой линией на ней четко обозначен маршрут Спасского самотечного водопровода, а также все действовавшие в городе колодцы. Конечно, нельзя на все 100% утверждать, что водопровод был построен и функционировал по всей своей длине, но вероятность этого высока. Согласно этой карты, водопровод начинался от самого мощного Спасского источника, находившегося на территории северной части нынешнего Центрального городского стадиона, затем его маршрут проходил к Спасскому адмиралтейству (впоследствии - речной вокзал) и далее вдоль берега Буга пролегал примерно до того места, где сейчас располагается первое здание микрорайона «Солнечный». В этом месте тоннель делал резкий поворот на юго-восток и строго по прямой линии проходил под Зимним морским собранием (впоследствии Дом офицеров флота) и вливался в город. Далее он ломаной линией пролегал следующим маршрутом под проезжими частями улиц Адмиральская – Декабристов – Никольская – Советская – Большая Морская – Инженерная. В районе пересечения Инженерной с пр.Ленина на плане отмечена конечная точка водопровода. Все улицы для удобства поиска и привязки к местности приведены в ныне действующих названиях, так как во время составления плана Кретшмаром своих имен они еще не имели.
Еще одна интересная деталь есть на этой карте. Под номером «5» здесь обозначено «Строение при водопроводе». Расположено оно на территории нынешнего Николаевского государственного университета. Каково было назначение этого здания в системе водопровода, кто его занимал, нам пока не известно.
При наложении маршрута водопровода на современную карту, становится возможным проследить под какими зданиями он вероятно пролегает до сих пор. Одним из таких объектов является старое здание педагогического института, от стены которого тоннель проходил буквально в нескольких метрах. Возможно это и явилось одной из главных причин такого сильного его разрушения в последние десятилетия.
В 1992-93 годах во время подземной экспедиции членами клуба «Садко» и Николаевского областного краеведческого музея под крыльцом Дома офицеров флота был обнаружен засыпанный колодец, с большой долей вероятности относящийся именно к системе Спасского водопровода. После отрытия колодца глубоко под землей был вскрыт тоннель, проходящий со стороны нынешнего государственного университета под проезжей частью улицы Адмиральской. Этот маршрут полностью совпадает с маршрутом водопровода указанным на карте 1833 года.
Много тайн еще хранят в себе подземелья нашего города, большинство из которых мы вряд ли когда-либо узнаем. Однако такие документы, как карта Кретшмара по крупицам позволяют воссоздать события минувших лет и представить картину уже утраченной обстановки города.
Дмитрий Оранский