На заре звукозаписи
Современный человек не успевает порой приспособиться к техническим новшествам, которые семимильными шагами продвигаются по планете. Не успели мы оглянуться, как лазерные диски уже канули в лету. Но сегодня речь пойдёт не о них…
Каким же образом наши предки ещё чуть более ста лет назад записывали и слушали песни, человеческую речь и другие звуки? Ведь нигде не зафиксированное живое звучание произведения – это навсегда утраченное явление музыкально – исполнительской культуры.
Не отнять упорства у исследователей, которые работали над техникой звукозаписи, а потом и звуковоспроизведения. Применяли совершенно не стандартный (в нашем понимании) материал: пчелиный воск и страусовое перо, оловянную фольгу и жесть, фарфоровые и стеклянные диски.
В 1877 году весь мир облетела новость о создании Томасом Альва Эдисоном фонографа – первого прибора для записи и воспроизведения звука. Американская публика привыкшая к техническим новшествам была потрясена. В селение Менло – Парк, где размещалась лаборатория изобретателя, ринулись огромные толпы любопытных, в надежде увидеть «чудо ХІХ» века.
Фонограф быстро завоёвывал популярность, тысячи аппаратов страна за страной стали покорять мир.
С течением времени стал расширяться и диапазон применения фонографа. На фонографические валики стали записываться видные политические деятели, известные артисты, писатели, поэты. Открытый в 1899 году в Париже на Итальянском бульваре братьями Шарлем и Эмилем Пате «Пате-Салон-Дю-Фонограф» никогда не пустовал. На сеансы прослушивания валиков люди приходили так – же, как сейчас на киносеансы. Надев наушники, запись одновременно могли прослушивать 10 – 12 человек. Впервые братья Пате применили способ одновременной записи нескольких валиков с целью последующей продажи.
Этнограф Ю. И. Блок, являлся одновременно и доверенным лицом фирмы Эдисона в России, он пригласил однажды к себе в гости Льва Николаевича Толстого. Увидев фонограф писатель тут же изъявил желание записать свой голос. После репетиции он наговорил на трёх фоноваликах свой рассказ «Кающийся грешник». А вскоре у Льва Николаевича появился свой собственный фонограф - подарок от прославленного американского изобретателя Томаса Эдисона.
В 1971 году была выпущена пластинка с уникальным материалом - голосом Леси Украинки. Запись была сделана с фонографического валика, на одном из них, поэтесса, пробуя его качество, напела строфу песни «Ой заїхав козак та й з Україноньки».
Конечно, у фонографа были и технические несовершенства - что бы получить, скажем, пять валиков с записью, нужно было пять раз её исполнить перед рупором. Впоследствии научились делать несколько копий, но для постоянно растущего спроса нужны были не десятки, а сотни тысяч экземпляров одной и той - же записи. Но, несмотря на недостатки, он обладал огромным преимуществом: был одновременно звукозаписывающим, и звуковоспроизводящим аппаратом. Запись на валике можно было сделать где угодно: в поле, в лесу, у себя дома. Именно это преимущество довольно долго помогало фонографу конкурировать с граммофоном. Изобретательский ум был неистощим, существовало множество аппаратов, которые немного отличались от фонографа это гимнофон, графофон, зонофон, эти аппараты уже забыты современным поколением.
В 1888 году изобретатель Эмиль Берлинер в филадельфийском Институте имени Франклина продемонстрировал цинковую пластинку, воспроизводилась запись с помощью им же сконструированного аппарата, получившего название «граммофон». Пластинка, изготовленная из цинка Берлинера не удовлетворяла – во время проигрывания она издавала громкое неприятное шипение. Потом изобретатель экспериментировал со стеклом, эбонитом, целлулоидом (первая целлулоидная пластинка, изготовленная Берлинером, по сей день хранится в Национальном музее в Вашингтоне). Шеллачную композицию впервые Берлинер применил в 1896 году, позаимствовав эту идею у фирмы, изготавливающей пуговицы. Находка оказалась настолько удачной, что для изготовления граммофонных пластинок этот состав, с некоторыми вариациями у различных фирм, использовался продолжительное время.
В 1904 году журнал «Граммофонъ и Фонографъ» сообщал своим читателям «про великое открытие, о котором не додумались раньше», речь шла о двусторонней пластинке. В журнале указывалось, что «двусторонняя пластинка – не что иное, как самая обыкновенная граммофонная, отличающаяся лишь тем, что запись отпечатана на ней с обеих сторон», благодаря такой «остроумной выдумке», цена на них понижалась, так как материала требовалось вдвое меньше. Единственным недостатком, по мнению журнала, являлся тот факт, что теперь на пластинку помещалось две песни и обе они должны были нравиться покупателю, «иначе он останется неудовлетворённым». Поэтому фирмы, изготавливающие пластинки, должны были «строго обсуждать содержание их».
Граммофонная пластинка завоевала сердца миллионов слушателей по всему миру, казалось, не существовало уголка на земном шаре, куда - бы ни проник граммофон. А из чего только не изготавливали пластинки! В дело шли папье-маше и толь, линолеум и клеёнка, каучук и эмалевая краска. В начале ХХ века одна из фабрик выпускала граммофонные пластинки, и фонографические валики из стекла. Внешне стеклянная пластинка была великолепна! Практически отсутствовало характерное «шипение», разбить её, вопреки ожиданиям, было очень сложно (стеклянный диск был приклеен к прочной картонной подкладке). Но сложный и чрезвычайно медленный технический процесс изготовления сделал их неконкурентоспособными. Были даже съедобные пластинки, их делали в качестве рекламы из составов, идущих на производство конфет (леденцов) и шоколада. Шутники говорили, что у слушателей появилась возможность отомстить не понравившемуся исполнителю – съесть пластинку. В 1899 году в Лондоне состоялись гастроли русского хора С. Медведевой. Компания «Эмиль Берлинерс Граммофон» усмотрела в этом удобную возможность проникновения на русский рынок и сделала около 100 записей, среди которых было и две украинские.
Николаев к концу ХIХ века входил в десятку крупнейших городов России, возможно, это стало причиной активной продажи в городе фонографов и фоноваликов, граммофонов и грампластинок. Так, в николаевском адрес - календаре 1912 года указано, что некто М. Р. Коваленко, магазин которого находился на улице Соборной 18, предлагал «Граммофоны новейшей конструкции, пластины последних записей всего мира». В этом же календаре размещена реклама магазина, находящегося на улице Привозной, дом 51, угол Московской, хозяином которого являлся Ш. Х. Грановский, в магазине продавались граммофоны, иглы и даже «имелась специальная мастерская для починки граммофонов».
Конечно такие технические новшества, как фонограф и граммофон, в основном, везлись из - за границы, в николаевском адрес – календаре за 1913 год размещена реклама новых моделей лучших фабрик Берлина и Швейцарии. Граммофонные компании, которые заходили на российский рынок на заре ХХ века зачастую были иностранными : «Колумбия» - американская, «Братья Пате» - французская, «Сирена Рекорд» - польская, «Одеон» - итальянская, «Граммофон», «Зонофон» и «Экстафон» - немецкие. Сильная конкуренция могущественных граммофонных компаний заставила фирму «Экстафон», которая на тот момент находилась в Петербурге, искать более благоприятное место для сбыта своих пластинок. Таким местом оказался Киев, и в начале 1909 года на Крещатике, 41 была открыта студия записи берлинского граммофонного общества.
В 1901 году появились первые бумажные этикетки на грампластинках, до этого вся нужная информация гравировалась в центральной части граммофонного диска. Практически все граммофонные компании мира предпочитали круглую этикетку, но существовали и исключения из правил, например, германская «Вокс» предпочитала треугольную, а русская дореволюционная фирма «Звукопись» - ромбовидную этикетку.
Шеллак, из которого изготавливали граммофонные пластинки, в отличие от винила, достаточно тяжёлый и очень хрупкий материал, поэтому в настоящее время стоимость особо раритетных экземпляров очень высока. Особо ценными считаются первые выпуски (first press) пластинок (за их считающееся лучшим звучание).
Классический чёрный винил ведёт свою историю с 1902 года, уже в 1920 году появляются необычные американские образцы винила – пластинки всех возможных цветов, однако патефонные пластинки необязательно делались именно из шеллака – по мере развития технологий их стали изготавливать из синтетически пластмасс и смол. Самая последняя «бьющаяся» шеллачная пластинка была выпущена на Апрелевском заводе в 1971 году.
Автор статьи: Шинкаренко Инна Николаевна, научный сотрудник НОКМ (отдел фондов)