Мозаика. Из цикла "Редкие профессии Николаева".
Сегодняшний свой рассказ я посвящаю очень молодой, талантливой женщине. Она - художница, мастер, работающий в очень редкой технике. Зовут ее - Наталья Юрьевна Рыбалко.
Родилась и выросла Наташа в Николаеве. Здесь училась в «художке», потом в Университете культуры на факультете Декоративно-прикладного искусства.
Инна Григорьевна Черкесова учила ее ткать гобелены. Талантливая, молодая художница после окончания университета стала преподавать в Училище культуры. Любимым предметом ее был орнамент. В рамках этого предмета приходилось заниматься со студентами самыми разнообразными видами народного и классического декоративно-прикладного искусства. Писанкарством, вытынанками, видами различных росписей. Все эти ремесла Наташа на практике осваивала, учась у народных мастеров.
Однажды в разговорах со студентами, речь зашла о мозаике. Практических навыков не было. Сведения энциклопедического объема явно не устраивали ни преподавателя, ни студентов. Что-то искали в Интернете, покупали редкие книги, посвященные мозаике. У нас в Николаеве настоящую художественную мозаику даже посмотреть возможности не было. Поехали в Одессу...
Мозаика издревле применялась для украшения православных храмов. В Одессе, как известно, культурный слой более мощный. Там и храмы возрождаться начали раньше и монастыри действующие есть. И работают там профессиональные художники, избравшие монашеский путь. В Свято-Успенском монастыре впервые к мозаике удалось прикоснуться руками. Увлечение захватывало, постепенно перерастая в дело всей жизни.
В Одессе Наташа познакомилась с уникальным человеком. Женщина, окончившая Строгановское училище, послушница Марина Борисовна Кавишникова. Она жила при семинарии и полностью посвятила себя и свое творчество служению Господу. Работает она, не обращая внимания на условия. Занимается не только мозаикой, - рисует картоны под вышивку, реставрирует иконы... Ее мозаики очень индивидуальны. В них прослеживается не только уникальный почерк, но чувствуется огромная, всепоглощающая любовь к Господу и миру им сотворенному.
Несколько сезонов в свои отпуска Наталья ездила к своей наставнице учиться. В отличии от других художников, которые предпочитают хранить в секрете особенности своего мастерства, Марина Борисовна щедро отдает свои знания. Три курса студентов с Наташей каникулы проводили посвящая свое свободное время работе над мозаиками Храма Серафима Саровского.
В это время в Рыбаковке заканчивалось строительство новой, очень красивой церкви.
Храм Николая Угодника. Главный фасад должна была украшать, в специально предусмотренной нише мозаичное ростовое изображение святого. Наташе было поручено подыскать мастеров для выполнения этой работы. По разным причинам именитые мозаичисты отказались. И Наталья Юрьевна получила предложение сделать эту мозаику самостоятельно. Самым трудным оказалось преодолеть свои страхи. Да и время для такой серьезной работы для молодой художницы было не самым подходящим. Первая, желанная беременность. Выбирать было не из чего... Пришлось засучить рукава и приступить к сбору материала.
Дело это не простое. Для наружных мозаик нужен материал, который выдержит и атмосферные осадки и перепады температур, и не выгорит со временем. Испокон веков для мозаик использовали натуральный камень и смальту. Смальта - стеклоподобная застывшая масса, дающая необыкновенно широкую палитру цветов.
Самую лучшую смальту на всем пост советском пространстве варили и варят в Петербурге. Там это дело еще Ломоносов зачинал. Так вот, смальту покупали и собирали по всей Украине: по подвалам, гаражам, дачам. Один раз пришлось целый грузовик строительного мусора загрузить и вывезти, чтоб откопать много лет назад запрятанную смальту в одном из разрушенных сараев. Зная нужду своей любимой одержимой преподавательницы, студенты отовсюду привозили цветные камни, даже просто на улице подбирали. Мастерской у Натальи Юрьевны нет и поныне. Работать приходилось в гараже.
Художница решила исполнить мозаику прямым набором, как велось на Руси еще с Византийских времен.
Не могу удержаться, чтоб не рассказать немного о технике. Смальтовый брикет или камень на специальном камнерезном станке распускают на пластины, затем на "лапшу", ведь основной мозаичный модуль представляет собой кубик со стороной 1 см.
На лики и кисти рук, используется еще более мелкие модули 0,5-0,2 см.Затем выкладывают , придерживаясь основных иконописных линий, плотно подгоняя кубики друг ко другу.
Чтоб получился кубик, от "лапши" клещами откусывают нужный кусочек. Естественный скол образует фактуру поверхности мозаичной картины. Это сейчас в арсенале инструментов у Наташи уже есть специальные мозаичные клещи! А первую мозаику делали обычными слесарными "кусачками". Сейчас даже не верится, что такое было...
Модули укладывают на толстый слой пластилина. Готовую мозаику сверху накрывают тканью с желатином, дают желатину "схватиться", а затем, переворачивают всю картину лицом вниз. Дальше нужно снять пластилин и сделав специальную опалубку, залить цементным раствором, предварительно несколько раз проложив сетку и арматуру. Когда все застынет, получается монолит. Такой себе мозаично-бетонный "бутерброд", толщиной до двадцати сантиметров.
Можно только себе представить, сколько весит такая плита. Так вот, чтоб собрать мозаику и изображением Святого Николая Мириклийского площадью 4,5 квадратных метра, ушло три месяца.
Монтаж мозаики над входом в храм проводился накануне открытия и освящения храма.
Наталья рассказала, что больше всего волновалась, когда ее детище попало в руки строителей, которым предстояло установить и закрепить мозаику на место. Слава Богу ее не уронили.
Следом за Николаем Наташа с подвижниками собрали еще образ Сергия Радонежского и Иова Почаевского.
Сейчас у Наталии Юрьевны Рыбалко целая череда заказов. Но изготовление мозаики, - дело трудоемкое и долгосрочное. И, кроме того, в системе ценностей молодой женщины на первом месте стоит семья. " Я сначала ЖЕНА, потом МАТЬ, а потом уже художник".
И все равно, создание икон несет ей огромное удовлетворение, мир и покой в душе.
От всех, кто способен принять и оценить прекрасное, я благодарю тебя, ХУДОЖНИЦА! Твои руки несут вечную, немеркнущую красоту!
Все фотоматериалы предоставлены автором мозаичных работ и публикуются с ее согласия.
Светлана Клименко