"Михайловские корни"
На левом берегу Южного Буга по течению между Вознесенском и Новой Одессой находится небольшое, но давнее село Михайловка. Совсем не радует глаз его нынешнее состояние: покинутые людьми дома, засохшие деревья, разрушенные кошары…
Молодежь в погоне за лучшей долей уезжает в города, старики постепенно умирают и село пустеет. Нынешние жители Михайловки, наверное, и не знают историю ее создания, существования. В справочниках и различных энциклопедиях содержится очень скупая информация о селе, которая не может передать в полной мере интересную его судьбу. А сама Михайловка, не смотря ни на что, все помнит.
Помнит, как в очень далеком 1715 году пришел на это место казак Микола, основавший на месте нынешней Михайловки хутор-зимовник. Зимовники – это небольшие хутора, хозяева которых занимались сельским хозяйством, содержали скот, а при некоторых и рыбную ловлю. Зимовник представлял собой большой двор, посреди которого стояло 2-3 хаты и разные хозяйственные постройки. Двор был огорожен. Зимовник казака Миколы стал частью Бугогардовской паланки Запорожского низового казачества, стоявшей в охранении южных рубежей Украины от турок и татар.
Помнит она, как по указанию императрицы Екатерины ІІ Запорожское казачество было ликвидировано, а значительная часть казаков ушла за Дунай на службу к турецким султанам. Позже, когда по итогам русско-турецких войн ХVІІ века все Северное Причерноморье и Крым вошли в состав Российской империи, на берегах Южного Буга опять таки для защиты южных рубежей государства, стали расселять казачество, названного Бугским казачьим войском. Войско это ведет свою историю от кавалерийского полка, сформированного турками в ходе русско-турецкой войны 1768-1774 годов из представителей христианских народов.
В 1769 году под Хотином полк в полном составе во главе с атаманом П. Скаржинским перешёл на сторону России и принял участие в войне против Турции. В 1797 году, уже после второй русско-турецкой войны, войско было расформировано. Казаки были переведены в разряд государственных крестьян на левобережье Южного Буга в селениях между только что созданным Николаевом и станицей Соколы (нынешний Вознесенск).
После многочисленных обращений к императорам Павлу І и Александру І, Бугское казачье войско было восстановлено в 1803 году в составе трех полков пятисотенного состава. Эти полки принимали участие в Отечественной войне 1812 года, заграничного похода и взятии Парижа. Позже из казаков были сформированы четыре уланских (легкая кавалерия) полка, сведенные в Бугскую уланскую дивизию.
Поселения Бугских казаков цепочкой вытянулись вдоль Южного Буга. Практически все они сохранились до нашего времени: Матвеевка, Гурьевка, Себино, Троицкое, Михайловка, Белоусовка, Новогригорьевка, Дорошовка, города Новая Одесса и Вознесенск. Может и поныне где-то в этих местах проживают потомки удалых и бесшабашных ухарей-казаков.
Но вернемся к Михайловке. Пожалуй, одним из самых достоверных источников, по которым можно восстановить историю того или иного поселения, является кладбище. В силу людского бытия появляется всюду, где обосновывается человек. По памятникам на могилах можно узнать о возрасте человека, уровне его благосостояния, социальном положении.
Михайловское кладбище примечательно тем, что на нем сохранилось значительное количество памятников в виде каменных крестов. Многие исследователи на фоне повального увлечения казачеством утверждали, что чуть ли не все Причерноморье было заселено казаками и эти казаки – Запорожские! В своих работах они ссылались, в том числе, и на захоронения с каменными крестами, переведя их все в разряд «казаческих». И сейчас кое-кто из историков готов доказывать, что казаки плавали в Индийский океан (причем на подводных «човнах»), что даже Иисус Христос был украинцем, а распяли его где-то в Карпатах на Говерле! Свобода мнения извратила это самое мнение и стала извращать историческое прошлое.
Согласимся, что некоторые из крестов действительно являются казаческими. Только казаки эти были не Запорожскими, а как уже говорилось Бугскими, Черноморскими. Позже, в ХІХ веке, казачество (уланы) представляло собой род войск и никак не больше. А крест на могиле – это христианская традиция, независимо от того, из какого материала он сделан. Камень, из которого эти кресты делались (ракушняк), встречается повсеместно, очень удобен в использовании и долговечен. Это же касается и формы крестов: не все так называемые «мальтийские» кресты обязательно являются казаческими, просто данная форма очень проста для изготовления и является одной из самых распространенных.
Например, на старом некрополе Николаева каменных крестов различной формы и качества сохранилось около 300, а если посмотреть фотографии некрополя начала ХХ века, то этих крестов много на небольшом только участке. Даже надписи на таких крестах («…жена надворного советника») свидетельствуют об ошибочном мнении некоторых историков относительно захоронений «казаков». Тем более, что это в городах возводили монументальные памятники, а в селах и местечках очень долгое время ставили каменные кресты, правда, различного качества и размеров (в зависимости от социального положения умершего и его близких).
Что касается кладбища в Михайловке, то в силу особенности основания и заселения села, многие из каменных крестов на могилах конца ХVІІІ – начала ХІХ веков действительно являются «казаческими». Настоящим ценителям старины здесь есть на что посмотреть. Когда в августе 2011 года мы впервые попали в Михайловку, то были поражены не только количеством каменных крестов на сравнительно небольшом участке земли, но также и состоянием, в котором они сохранились. Конечно, надписи на многих из них стерлись природой и временем, некоторые просто лежат на земле. Но местное население не разрушает их, не переносит с места на место и даже старается сохранить.
Пожалуй, самым известным для исследователей каменных крестов Михайловского кладбища является крест на могиле «…казака бывшего запорожского низового …нского куреня Антона Кременецкого», почившего 4 апреля 1793 года. Из всех каменных надгробий на кладбище, надписи на которых сохранились - это самое старое. Крест был поставлен сыном покойного. Интересным является оформление креста - на одной стороне его высечена надпись про покойного, выполненная старославянской вязью, а на другой – изображение распятия с атрибутами мучений Христа: копье и губка на древке, а также церковные буквенные символы.
Можно предположить, что сам Антон Кременецкий являлся не рядовым казаком, а происходил из старшины или же был куренным атаманом, сотником. Фамилия (прозвище) же его Кременецкий объясняет, что казак был выходцем из города Кременца, который расположен на территории нынешней Тернопольской области.
Неподалеку от могилы Кременецкого находится самый большой каменный крест Михайловского кладбища. Высота его около 180 см., а толщина – около 20 см. Крест вставлен в каменное круглое основание. К сожалению, «прочитать» его не представляется возможным, поскольку безжалостное время, ветер и дожди сделали свое дело. Однако, можно предположить, что данный крест по возрасту гораздо старше захоронения Кременецкого.
На территории кладбища расположено несколько надгробий с византийскими орлами. Такие надгробия являются «визитной карточкой» захоронений ХІХ века в Северном Причерноморье. Они изготавливались из плит белого ракушняка. Их характерной особенностью является красота и детальность резьбы, практически абсолютная симметрия. Кресты на таких надгробиях – латинские, то есть без нижнего косого поперечника. На некоторых встречаются высеченные изображения распятого Христа.
Другие кресты оригинальны своими орнаментными узорами, которые, несомненно, таят в себе религиозный смысл и одновременно украшают надгробия. Это различного рода кольца, круги, завитки, церковнославянская вязь. На многих крестах имеются детальные изображения распятия с обязательной христианской атрибутикой, как на кресте Кременецого.
Интересным является "семейное" захоронение Капраловых. Рядом расположены два белых абсолютно одинаковых резных креста этой семейной пары. Надписи на крестах очень хорошо сохранились и дают возможность узнать, что «…Симеон Капралов скончался 2-го декабря 1894 года», а его жена «…Ефросиния Капралова» скончалась раньше - 16-го января 1894 года.
Из достаточно уникальных кладбищенских сооружений можно назвать строение из "дикого" ракушняка, сложенное наподобие небольшой часовни, датируемое ориентировочно концом ХVІІІ - началом ХІХ в.в. Оно имеет параметры 170 х 200 х 100 см., а также небольшую выемку в передней части для установки лампады. Форма и размеры позволяют предположить, что это либо небольшая часовня над могилой умершего, либо непосредственно памятник. Примечательно, что внутри оно полое, то есть из камня выложены только стены и купол. Сооружение, однако, не сохранило никаких "личных" данных об умершем.
На Михайловском кладбище находится очень большое количество "безымянных" памятников и крестов. Имена погребенных под ними не сохранились или же это простые небольшие камни и кресты, зачастую уже потерявшие всякую форму. Некоторые надгробия сделаны в виде памятников, причем с различной атрибутикой: от орнаментов и православных символов, до изображений пересечения креста и якоря (несомненное свидетельство о профессии погребенного).
Вообще, с точки зрения истории и краеведения, старое кладбище Михайловки представляет собой значительную культурную и историческую ценность. Следует также учесть и уровень сохранности кладбищенской архитектуры, который позволяет узнать немало информации о погребенных людях. Само отношение местных жителей к кладбищу, о котором говорилось выше, дает надежду и уверенность в том, что какая-то часть исторического прошлого нашего края все-таки останется для потомков.
Даже нынешнее состояние самого села может перенести в прошлое. На некоторых старых хатах-мазанках крыши покрыты камышом и соломой, как их покрывали еще несколько столетий назад. Сама атмосфера старины, наличие сохранившихся памятников и захоронений представителей Бугского и Черноморского казачества может благотворно повлиять на привлечение туристического бизнеса в эти живописные края. Как говорится: нам есть что показать и мы это покажем!
Автор статьи: Алексей Кравченко