От прошлого через настоящее к будущему...

Минная война в Николаеве и Севастополе

Терроризм и находки боеприпасов второй мировой абсолютно не причем. 
Вам уже интересно? Тогда нажмите кнопку "Читать далее"!


Эдуард Иванович ТотлебенВ своем историческом развитии два города - Николаев и Севастополь - неразрывно связаны между собой крепкими узами на протяжении последних столетий: вначале именно в Николаеве находился штаб Черноморского флота, канцелярия и главная база, жил Николаевский и Севастопольский военный губернатор, и лишь в самом конце XIX столетия все перечисленное было перенесено в Севастополь. Эти города принимали активное участие в Крымской войне 1853-1856 гг., которая значительным образом повлияла на развитие этих крупных морских военных центров Российской империи. Николаев и Севастополь еще роднит и то, что там практически одновременно строили фортификационные сооружения и загадочную сеть подземных сооружений, о которых и пойдет речь в статье.

К началу Крымской войны общая площадь Севастопольских подземных сооружений превысила 25 тысяч квадратных метров. В первую очередь, они служили для размещения в них пороха, ядер и продовольственных складов. Кроме того, они служили надежным укрытием для гарнизона и гражданского населения при осаде города.

Одним из важнейших эпизодов севастопольской обороны стала так называемая "минная война". После безуспешных попыток союзнических войск овладеть городом посредством артиллерии и пехоты, противником была начата грандиозная подземная война, целью которой являлся прорыв при помощи минных галерей. Однако она не принесла ожидаемого результата, так как перед севастопольскими укреплениями была создана мощная подземная оборонительная система под руководством военного инженера Э.И.Тотлебена.


Эдуард Иванович Тотлебен родился 20 мая 1818 года в г. Митава. Военный инженер, граф (1879), российский инженер-генерал (1869), почетный член Петербургской Академии наук (1855); руководил инженерными работами при обороне Севастополя и Николаева. В 1863-77 - фактически глава военно-инженерного ведомства. В русско-турецкую войну 1877-78 руководил осадой Плевны (ныне - Плевен), в апреле 1878 - январе 1879 - главнокомандующий действующей армией. Э.И.Тотлебен считается первым инженером в летописи русского военно-инженерного искусства, потому что именно благодаря его идеям была основана признанная во всем мире Русская фортификационная школа. Э.И.Тотлебен скончался 1 июля 1884 года в Зодене, близ Франкфурта-на-Майне. Похоронен в Севастополе.

Важно отметить, что он отличался среди прочих офицеров своей активностью и решительностью во время решения ответственных задач. Вот как Э.И.Тотлебена характеризовал участник обороны Севастополя, командующий войсками князь Меньшиков: Дэто весьма деятельный офицер, с военным взглядом, который ставит его выше обычных кирпичных дел мастеровФ. А об интенсивности работ под руководством Э.И.Тотлебена можно узнать из слов коменданта Севастополя адмирала Корнилова (который, кстати тоже причастен к истории города Николаева) в его письме-журнале от 4 сентября 1854 г: За неделю сделали больше, чем прежде делали в год.

Тем не менее, важно остановиться на способностях Э.И.Тотлебена и его современников применять фортификационные сооружения во время боевых действий, поэтому для более полного представления о способе ведения минной войны хотелось бы обратиться к статье из книги М. Шварте Военная техника современности. Главной целью минной атаки было разрушение неприятельской позиции на поверхности земли; средством для достижения этой цели и побочной целью являлось сбитие с пути подземного противника. В качестве технического и тактического средства к тому развились взрывы горнов, дающих изрытие на поверхности земли, равно как и камуфлетов; вспомогательным средством для этого служили минные галереи и служба прислушивания. Так, мало-помалу, возникали целые минные системы, состоявшие из расположенных рядом и одна над другой, направленных к неприятелю, боевых и слуховых галерей, которые соединялись между собою идущими параллельно окопуФ [2].

Профессор В.В.Яковлев в своей книге Эволюция долговременной фортификации так пишет о минной войне в Севастополе: своевременное развитие обороной мощной контрминной системы, приведшей к 7-месячной грандиозной минной войне, приемы которой были регламентированы и введены не только в русское, но и в иностранные наставления по специальному образованию инженерных войск [3].

Как видим, заблаговременная подготовка к ведению противоминной войны позволила коренным образом изменить ход боевых действий при обороне Севастополя, и это несмотря на то, что основные оборонительные сооружения не были полностью подготовлены к долговременной осаде. По выражению летописца, с сухопутной стороны Севастополя ко дню высадки союзников существовали одни фортификационные намеки, местами же эти намеки не существовали и на планах.


Работая в Севастополе, Э.И.Тотлебен получил колоссальный опыт ведения подземной минной войны, и, вероятнее всего, именно этот опыт был положен в основу строительства Николаевских фортификационных сооружений. В.В.Яковлев указывал, что ДНиколаев после Севастополя был важнейшим стратегическим пунктом на всем Черноморском побережье. Здесь находились обширное адмиралтейство, верфь, множество зданий морского ведомства и склады корабельного леса. В городе насчитывалось до 40000 жителей; кроме того, здесь имелась переправа через р. Буг. С занятием союзниками южной стороны Севастополя важность Николаева возросла еще более, и наступало время обеспечить от атаки неприятеля этот важный пункт, который до 1855 г. не был укреплен. По проекту Э.И.Тотлебена, к осуществлению которого было немедленно преступлено, укрепления, прикрывающие Николаев с сухого пути, состояли из линии люнетов и батарей; на случай же возможного прорыва неприятельского флота были устроены земляные батареи для обстреливания Буга. В начале ноября эти батареи были уже вооружены, а доступы к ним со стороны реки защищены подводными минами; вслед за этим начато было и вооружение сухопутных укреплений, где были устроены прочные пороховые погреба и блиндажи на 15000 человек [3].

Как видим, при строительстве оборонительных сооружений Николаева производится колоссальный объем работ под руководством Э.И.Тотлебена: строится целая сеть редутов и люнетов на подступах к адмиралтейству. В акватории реки Южный Буг был насыпан искусственный остров и на нем устроена Константиновская батарея. Вероятно, успешный опыт ведения минной войны в Севастополе, а именно противодействие противнику при помощи сети подземных галерей обусловил появление подобных сооружений и в Николаеве.

После Крымской войны пересматриваются коренным образом принципы крепостного строительства, и законодателем мод выступает именно Э.И.Тотлебен. Он отказывается от строительства крупных фортификационных сооружений в пользу рассредоточения их по местности с целью распыления сил противника. При строительстве оборонительных сооружений Николаева в 1850-1856 г.г. батареи располагались недалеко от нынешнего Ингульского моста, на мысе порохового погреба, в Спасске, на Лесковой косе в коммерческом порту, и т.д. Возможно, что они соединялись подземными ходами с целью оперативной переброски боеприпасов, вооружения и войск. Другим предназначением подземных галерей под городом, вероятнее всего, была подготовка к ведению долговременной минной войны. Подтверждение этому можно найти в книге, изданной Гипроградом в 1931 году, в которой Николаевские катакомбы тоже называются минами, о направлении которых сказано, что они идут Дот здания Окрсуда (бывшее Морское собрание) - к Сухому Фонтану и далее по берегу Буга на запад к Лесковой косе. У сухого Фонтана за Допром начинаются катакомбы, ведущие по городу к гавани [1].

Для того, чтобы понять, как именно производились подземные работы при строительстве минных и контрминных галерей, вновь обратимся к статье генерала М.Шварте к той части, где описывается непосредственно технология работ. ДВсе галереи и колодцы, кроме как выделанные в скале, приходилось одевать для предохранения от обвалов грунта при стрельбе артиллерии... Удаление земли производилось почти исключительно земленосными мешками, которые тащились вручную, или при помощи минных тележек, или посредством подъездных путей до поверхности земли или через отверстия колодца. В минных спусках удаление земли производилось при посредстве висячих или скользящих дорог, в колодцах - при помощи каната с бадьей. Для вентиляции первоначально служили ручные вентиляторы с зубчатой передачей... В качестве воздухопроводных труб лучшими оказались картонные, обернутые непромокаемой материейФ [2]. Безусловно, книга написана спустя 70 лет после строительства Николаевских оборонительных сооружений, но к тому времени технология проведения работ еще не претерпела существенных изменений.

Ознакомиться с некоторыми фрагментами описанных сооружений возможно и в нынешнее время. Так, например, периодические провалы на улицах города показывают, что большинство подземных сооружений города Николаева облицовано камнем, а некоторые входы в подземные галереи имеют вид вертикальных колодцев. Кроме того, при проникновении в подземную галерею во время исследовательской экспедиции 1992-93 годов, были обнаружены остатки деревянного желоба, который был уложен вдоль одной из стен. Возможно, именно он и служил для подачи воздуха строителям минных галерей.

Важно отметить, что известный мастер фортификационных сооружений оставил о себе след не только на примере конкретных сооружений, но и в литературе. На основе опыта, полученного при строительстве оборонительных сооружений Николаева, в 1855 году Э.И.Тотлебеном была издана "Записка о вооружении укреплений г. Николаева и вообще укрепленных позиций, предназначенных выдержать осаду", в которой выражены идеи, явившиеся основой Русской фортификационной школы.
Таким образом, строительство Севастопольских и Николаевских оборонительных сооружений во время Крымской войны не только сыграло важную оборонительную роль, но и заложило основу дальнейшему совершенствованию стратегии и тактики ведения боевых действий, оказав существенное влияние на развитие военно-инженерного дела в России и за рубежом.

Литература.

1. Николаев. Современное состояние и перспективы хозяйственного развития. Материалы реконструкции города. - Одесса: Гипроград, 1931.
2. Шварте М. Крепостное строительство и крепостная война. //Военная техника современности, 1927.
3. Яковлев В. Эволюция долговременной фортификации. - Москва: Государственное военное издательство Наркомата обороны союза ССР, 1931.

Андрей Шинкаренко

Оставить комментарий

Николаевский БазарЪ на twitter