24 лютого 2022 року о 4-й ранку РФ почала бомбити Україну

Мануфактура для честных воров

Гекса на первом автомобиле Уголовного розыскаУтро воскресенья 22 марта 1925 года преподнесло сотрудникам Николаевского уголовного розыска неприятный сюрприз. Криминальный мир города дал о себе знать очередным громким преступлением, взбудоражившим всю округу.

Улица Советская, только получившая свое новое название (до этого она была Александровской и Соборной) уже много десятилетий подряд была центральной улицей в Николаеве. Как и до установления советской власти, так и после нее, здесь располагались лучшие магазины, ателье и рестораны.

Одним из крупнейших универмагов в городе был "РАБКООП" – магазин Николаевского союза рабочей кооперации. Находился он в квартале между улицами 25-го Октября (Б. Морской) и Плехановской (Потемкинской).

Здесь продавалась продукция окрестных кооперативов: ткани, кожа, обувь, одежда, галантерея, парфюмерия и прочее. Магазин по меркам того небогатого времени был большой и известный. Поэтому весть об этом ЧП мигом облетела весь город.

Гекса - первая собака-ищейка НиколаеваВ тот день, около 9:00 сотрудники магазина обнаружили кражу большого количества товаров. Прежде всего, бросалось в глаза отсутствие множества тканей – "мануфактуры", как их называли в то время. В магазине царил хаос – товары были хаотично разбросаны.

Первой на место происшествия прибыла оперативная группа Николаевского уголовного розыска. Инспектором Александром Коганом по телефону была вызвана розыскная собака Гекса, уже успевшая к тому времени прославится своей успешной работой. Всего за полгода эта собака заявила о себе, как о надежном помощнике в деле розыска преступников. В городе о ее необычайных способностях слагали легенды. Буквально каждому обывателю было известно об этом четверолапом сотруднике УгРо.

За короткое время вокруг места преступления собралась огромная толпа, которая с интересом ожидала прибытия собаки.

Ищейка Гекса в сопровождении проводника Тимофея Кондратенко прибыла на место около 10:00 и приняла самое активное участие в поиске следов и преступников.

Приступив к осмотру, сотрудники розыска обнаружили массу следов, оставленных преступниками. В левой стене здания выявили место проникновения – пролом в стене прямо над полками с мануфактурой. Он вел в соседнее здание, где прежде располагался Гостиный ряд.

Сотрудники розыска пролезли в этот пролом и оказались на чердаке здания бывшего Гостиного ряда. Этот дом был довольно длинный и тянулся до угла ул. Большой Морской и Советской.

Здесь был РАБКООП. Улица Соборная между Потемкинской и Большой Морской.Там же, на чердаке милиционеры обнаружили веревочную лестницу, долото, сверла, коловорот, лом и другие приспособления для пролома стены. Дальнейшим осмотром было установлено, что преступники для того, чтобы добраться до стены магазина РАБКООПа прошли весь чердак бывшего Гостиного ряда и пробили для этого еще пять проломов в простенках чердака.

Вся территория крыши была тщательно осмотрена сотрудниками милиции. Чердак был захламлен, но среди мусора ими были обнаружены свежие фекалии, которые, по всей видимости, были оставлены тут одним из воров во время совершения кражи. Тут же валялся лист бумаги, использованный после отправления естественных нужд. На бумажке была надпись "Трегубенко Сенька "Кацап" Севастопольская 77".

Опрошенные жильцы двора бывшего Гостиного ряда заявили, что в этом доме проживает сапожник по фамилии Трегубенко. Но дома этого человека не оказалось.

На удивление оперативников и собравшейся публики, Гекса отказывалась брать след. Как позже было выяснено, преступники были наслышаны о работе знаменитой собаки-ищейки и применили предохранительные меры – рассыпали по своим следам нюхательный табак. Не последнюю роль сыграла и собравшаяся толпа – сотни зевак, окруживших магазин попросту затоптали и сбили все следы, лишив собаку возможности эффективно работать.

Инспектор Александр КоганРаботой сотрудников уголовного розыска на месте преступления  руководил Александр Скульский. Он предположил, что кража является делом рук не николаевских уголовников. Во-первых, поражал масштаб кражи – её дерзость, смелость, тщательность подготовки и количество украденного, а во-вторых – никто из состоявших на учете преступников, по его предположению, не был способен на такое.

В тот же день оперативники установили, что квартиру пропавшего сапожника Трегубенко в последнее время посещали Семен Платошин и Георгий Задвицкий. К исходу дня в распоряжении милиционеров были адреса обоих.

И тем же вечером милиционеры нагрянули с обыском домой к Задвицкому – разнорабочему с завода "им. Андрэ Марти". В ходе обыска в самом доме ничего обнаружено не было, а вот в леднике дома, среди навоза нашли часть товара, похищенного из магазина РАБКООПа. Задвицкого задержали и на допросе он сознался в совершении этой кражи. Соучастниками ее он назвал Петра Трегубенко и Семена Платошина.

Последний являлся членом союза строительных рабочих, работал плотником и проживал в доме своего тестя – на ул. Севастопольской, 77. Как оказалось, он и был тем самым "Сенькой", указанным в найденном обрывке бумаги. Дома Платошина не застали. Поэтому милиционеры возле дома тайно устроили засаду, результаты которой не заставили себя ждать – через два дня туда явилась жительница Николаева по фамилии Голубова. Она стала выяснять отношения с женой Платошина по поводу раздела похищенных в РАБКООПе вещей. Подслушавшие разговор сотрудники угрозыска убедились, что Голубова является соучастницей кражи и задержали её.

В течении этих двух дней оперативники отрабатывали все связи и знакомства Платошина. Это дало свои результаты – его обнаружили и задержали на квартире его товарища – В. Громова, на ул. 6-й Военной.

Платошин сознался, что часть похищенного находится именно у Голубовой.Георгий Задвицкий

Получив достаточно сведений, милиционеры нагрянули с обыском в квартиру Голубовой, на ул.Аптекарскую, д.3/5. Однако, на их удивление ничего обнаружено не было.

В доме находился только муж Голубовой – пожилой мужчина, работавший столяром. Он вел себя равнодушно и совершенно не интересовался участью своей жены, находящейся под арестом. Он заявил, что он "человек честный и грязными делами не занимается". Но затем, на очной ставке с Платошиным Голубов сознался в соучастии. После чего указал на тайник в сарае, где под досками был спрятан чемодан с похищенными из РАБКООПа вещами.

При всем этом присутствовала взрослая дочь Голубовых – Ефросиния, которая стала просить отца отдать милиции остальные вещи.

Оказалось, что у Ефросинии имелся жених Анатолий Пухов. Проживал он где-то на Слободке и зарабатывал на жизнь изготовлением шапок. Но сам Голубов под различными предлогами отказывался давать его адрес.

Выяснив, что "шапочник" живет на ул. 7-й Слободской в доме № 161, оперативники вместе с Голубовым прибыли в дом к Пухову. Понимая, что отпираться бессмысленно, Анатолий влез на чердак и указал работникам угрозыска место, где была спрятана значительная часть похищенного.

Петр ТрегубенкоОн сам влез на чердак и начал сбрасывать оттуда вещи, сначала заявив, что это все, что у него есть. Подумав еще какое-то время, он сказал: "Знаете, я честный человек и не терплю неправды", после чего отдал еще часть украденных вещей. Затем на допросе в уголовном розыске он сознался и указал места хранения еще части вещей, спрятанных им к предстоящей свадьбе с Ефросиньей.

Далее в ходе агентурной работы выяснили, что у Голубовых в доме имеется сундук с двойным дном. Сундук был найден и разбит топором. В нем обнаружили еще часть похищенных вещей, присыпанных мукой.

А где же сапожник Петр Трегубенко, с квартиры которого началось разматывание этого "клубка" честных людей?

Милиционеры установили, что он мог укрыться на хуторе Малашевича, расположенном в 70 км от Николаева. Как выяснилось, там проживали родные его жены. Прибывшие на хутор сотрудники угрозыска получили сведения, что Трегубенко направился в Вознесенск и на пароходе собирается поехать в Николаев. А затем, со своей долей похищенного – в Киев. Понимая, что счет идет на минуты, милиционеры выпрягли лошадей из повозки, сели на них верхом, и таким образом добрались до Вознесенска. Они успели вовремя – в момент посадки на пароход Трегубенко был задержан.

На допросе Петр, сознался, что именно он был организатором этой кражи. Живя в квартире дома, и имея доступ к чердаку здания бывшего Гостиного ряда, примыкающего к магазину РАБКООПа, ему пришла идея проломив стену магазина похитить оттуда товары.

Из Николаева на хутор Малашевича и на ВознесенскСвоей мыслью он поделился со своим знакомым Семеном Платошиным, который подтянул к делу остальных участников преступления. Платошин и Трегубенко совместно разработали план преступления, а после, с остальными соучастниками постепенно сделали проходы в чердачных простенках дома. В субботу 21 марта после 5 часов вечера, когда магазин был заперт, они проломили стену магазина и совершили кражу. Весь похищенный в РАБКООПе товар сначала сложили на квартире Трегубенко, где и разделили его между собой.

Свою долю Трегубенко спрятал у своей знакомой по фамилии Сладюковская на ул. Мещанской в доме № 85.

Таким образом, в течении нескольких дней после кражи удалось обнаружить ¾ украденных вещей и задержать всех соучастников этого громкого преступления.

Общая стоимость похищенного из РАБКООПа составила 3000 рублей. Обнаружили и возвратили товара на сумму 2400 рублей.

Большая часть украденного – это мануфактура и кожа. Причем кожу отбирал для себя опытный специалист – сапожник Трегубенко. А часть похищенной обуви обнаружили на ногах самих воров, уже поношенной.

Ко всеобщему удивлению, такое громкое и дерзкое преступление совершили вовсе не профессионалы воровского мира. Напротив – все его соучастники оказались обычными людьми, ранее даже не попадавшими в поле зрения милиции. Жажда легкой наживы и тщательная планировка сделали свое дело.

Впоследствии, конечно же, был суд и все преступники получили свои "сроки", а в Николаеве еще долго на всех базарах обсуждали "кражу из РАБООПа" и "честных людей"

Автор статьи: Дмитрий Оранский.


Этот квартал в 1944 году

Поделиться:

"Городянин року"-2017

"Николаевский БазарЪ" в спецномінації "Літопис Миколаєва" Горожанин года

Нове у фотогалереї


Ігор Гаврилов вийшов із колу живих. Ми втратили близького друга, а Миколаїв - найкращого історика та генеолога. В історії міста не було таких людей і, мабуть, не буде.
Спасибо за многолетнюю Дружбу, Игорь... Усі статті Ігоря на нашому сайті

Николаевский БазарЪ на twitter