От прошлого через настоящее к будущему...

Летописец подводного кораблестроения (Джевецкий Степан Карлович)

"Мир в миниатюре: Николаев железнодорожный"

В Николаевском областном краеведческом музее представлен интерактивный макет города с действующей железной дорогой (в масштабе 1:87). Кроме макета, на выставке представлены уникальные материалы и предметы, которые рассказывают об истории железной дороги Николаева и области.
Выставка будет работать с 27 июля 2017 по 1 февраля 2018 года. Стоимость: для детей и студентов - 10 грн., для взрослых - 15 грн.
О жизни городка Dreamcity, читайте в новом разделе нашей фотогалереи.

Русский дворянин польского происхождения, именовавшийся в России Степаном Карловичем Джевецким, был на самом деле Стефаном Казимировичем.

Он прославился в цивилизованном мире своими многосторонними научными интересами и обширной конструкторско-изобретательской деятельностью. Его имя вписано в летопись подводного кораблестроения как создателя первых боевых подводных лодок, наряду с именами Дж. Голланда, И.Пераля, С.Лэка и М.Лобефа...

С.К.Джевецкий был ученым, конструктором и изобретателем в области судостроения, авиации и морской техники, одним из первых конструкторов подводных лодок. 

Он впервые на Украине (!) разработал проект и простроил в Одессе подводную лодку.

Стефан Джевецкий родился в 1843 г. в Волынской губернии в очень богатой и знатной дворянской семье. Детство и молодость провел в Париже, где окончил Центральное инженерное училище. Его родители владели обширными поместьями с лесными угодьями на Волыни и большим участком земли с фруктовым садом и роскошной дачей на Малом Фонтане (Одесса), на самом берегу моря. У них было несколько домов в Варшаве и квартиры в Петербурге и Париже, где Джевецкие в основном и проживали.


ДРУЖИТЬ С ЭЙФЕЛЕМ, КРЫЛОВЫМ МОГ НЕ КАЖДЫЙ!

В училище другом Стефана был Густав Эйфель, прославившийся впоследствии своей знаменитой башней в Париже, участием в строительстве Панамского канала и научными работами в области экспериментальной аэродинамики. Вторым другом Джевецкого стал впоследствии наш знаменитый кораблестроитель, академик А.Н.Крылов, знавший Стефана Джевецкого в течение 60 лет (до его кончины). Крылов оставил увлекательные воспоминания о Джевецком, в которых, в частности, рассказал, что впоследствии, став знаменитым, Эйфель построил замечательную аэродинамическую лабораторию вплотную с парижской виллой Джевецкого, получив "задаром" друга-консультанта в его лице.

По воспоминаниям друзей, выпускник Центрального инженерного училища Стефан Джевецкий был "остроумным, изящным, прекрасно образованным, почти французом, вхожим в высшее общество Варшавы и окружение наместника великого князя Константина". Однако вне этого круга он посвящал свой досуг науке и изобретательству.

Молодой Стефан, имея приличный достаток и обладая творческими способностями, разработал несколько оригинальных приборов, необходимых механикам и мореплавателям. Он представил их на Всемирную выставку в Вене в 1873 г., где их увидел и наместник в Царстве Польском великий князь Константин Николаевич. Он пригласил Стефана Карловича стать совещательным членом Морского технического комитета (МТК).

Когда Джевецкий служил в МТК, в 1877 г. началась война с Турцией. Энергичный и деятельный Стефан тут же поступил волонтером на Черноморский флот на военный пароход "Веста". 11 июля произошел жестокий бой "Весты" с турецким броненосцем. Матрос Джевецкий за личную храбрость получил в награду Георгиевский крест, который он гордостью носил в торжественных случаях.


НЕУЖТО ЛОДКА-УНИВЕРСИТЕТ?

После этого боя Степан Карлович был демобилизован. Он уехал в Одессу и поселился на своей даче. Здесь он разработал свой первый проект боевой подводной лодки, с помощью которой намеревался бороться с турецкими кораблями. Джевецкий построил эту подводную лодку на одесском заводе Гулы Бланшара за счет средств купца Родоконаки. Ему помогал механик А.Е.Гарут. Но постройка была завершена только в 1878 г., когда война уже закончилась. Стефан Карлович лично испытал свою подводную лодку-велосипед (с педальным приводом на гребной винт).

Узнав о подводной лодке, главный командир Черноморского флота вице-адмирал Н.А.Аркас, прибыл в Одессу, где Джевецкий лично продемонстрировал ему свое детище. Во время второго испытания 24 октября 1878 г. конструктор после двадцати минут "блуждания" в поисках баржи, находившейся от него в 200 метрах, смог закрепить мину и взорвать ее.

На основе этого одесского образца и рекомендаций комиссии флота Джевецкий разработал проект более крупной подводной лодки (для четырех человек). В 1879 г. Морской технический комитет отклонил этот проект, но Джевецкий обратился в Комитет Добровольного флота, который выделил ему 20 тыс. рублей, пожертвованных известным банкиром С.С.Поляковым. Новая подводная лодка, которую помогал создавать А.Е.Гарут, должна была иметь водометный движитель (впервые в мире!) и перископ. 8 ноября 1879 г. лодку спустили на воду, но вместо водомета на ней был установлен управляемый гребной винт, служивший одновременно вертикальным рулем. Джевецкий отвез свою лодку в Гатчину на Серебряное озеро, вода которого была абсолютно прозрачна. Здесь он показал ее цесаревичу Александру Александровичу и великому князю Алексею Александровичу.

"ЭТО ДАНЬ НЕПТУНА ВАШЕМУ ВЕЛИЧЕСТВУ" 

Алексей Николаевич Крылов в своих воспоминаниях приводит любопытный эпизод одного из испытаний лодки, в котором Джевецкий проявил себя как настоящий парижский "комильфо": "Зная, что Александр III неразлучен с царицей Марией Федоровной, Джевецкий заказал букет самых великолепных орхидей - любимых цветов царицы. Настал день испытаний. Царь и царица сели в шлюпку, на которой и вышли на середину озера, а Джевецкий, пользуясь прозрачностью воды, маневрировал около этой шлюпки, иногда проходя под нею.

Наконец шлюпка подошла к пристани... Джевецкий с ловкостью пристал, открыл горловину, вышел на пристань, преклонил колено и подал царице великолепный букет орхидей, сказав (по-французски): "Это дань Нептуна вашему величеству".


ЦАРИЦА ПРИШЛА В ВОСТОРГ, ЦАРЬ ОСТАЛСЯ ОЧЕНЬ ДОВОЛЕН...".


После высочайшего "смотра" Военное ведомство заказало для обороны крепостных рейдов 50 подводных лодок Джевецкого. Это была первая в мире крупносерийная постройка. К лету 1881 г. постройку завершили, а в августе Джевецкий провел успешное испытание лодки в Невской губе, взорвав стоящее на якоре судно. Потом 32 лодки отправили по железной дороге в Одессу для обороны рейдов черноморских портов (Очаков, Одесса, Севастополь и т.д.).

В этот период Джевецкий, получивший за свои лодки 100 тысяч рублей вознаграждения, уехал в Италию, где "стал скупать царские двери и разные напрестолия, т.е. лицевые доски престолов в старинных церквах, разного рода старинную посуду и безделушки, которыми он с таким вкусом отделал свою квартиру, что К.Е.Маковский не раз удивлялся его искусству" (это - в Петербурге; художник Маковский был другом Джевецкого). Тогда же Стефан Казимирович побывал по делам в Париже, где на заводе Пиа он заказывал разные механизмы для своей подводной лодки. Здесь он познакомил с чертежами и устройством своей лодки Мориса Губэ. Впоследствии его брат Клод Губе открыл собственное конструкторское бюро, в котором спроектировал аналогичную подводную лодку, воспользовавшись идеями Джевецкого (Морис Губэ втайне скопировал чертежи Джевецкого и передал Клоду). Вот почему лодка Губэ так похожа на детище Стефана Карловича.

С 1877 по 1909 гг., т.е. за 31 год С.К.Джевецкий спроектировал 11 подводных лодок, часть из которых была построена. Заслуживает внимания его проект "подводного и надводного миноносца", поданный в 1896 г. на конкурс французского Морского ведомства. Он получил первую премию, опередив "ныряющую лодку" М.Лобефа, но французское правительство все-таки построило подводную лодку Макса Лобефа - первый двухкорпусный корабль. Для разработки двух своих проектов Джевецкий приглашал в Париж, где было его конструкторское бюро, А.Н.Крылова, выделив для него в своем богатом доме специальную комнату.

В 1903-1909 гг. в Петербурге была построена и испытана оригинальная подводная лодка с "единым двигателем" для надводного и подводного ходов - бензиновым мотором. Лодку построили на средства, собранные почтовыми работниками, от чего ее назвали "Почтовый". В комиссии, испытывавшей эту лодку, главную роль играл А.Н.Крылов. Несмотря на дружбу, Алексей Николаевич объективно оценил качества этого уникального корабля и "забраковал" его из-за ряда неисправимых недостатков, одним из которых был пузырьковый след, обнаруживавший корабль под водой.

Летом 1886 г. Джевецкий совершил путешествие в Туркестан (Средняя Азия), а на следующий год - в Египет, где поднялся по Нилу до Асуана. Из Египта он привез несколько местных "древностей".

В начале 90-х годов Джевецкий продал свою петербургскую квартиру, а с аукциона - все свои купленные в Италии "архитектурные детали", выручив за все приличную сумму. На эти деньги в предместье Парижа он купил отель с запущенным садом и большим пустырем, на котором построил по собственному проекту прекрасную виллу. Здесь он занялся изобретательством и научной работой.

Стефан Карлович, получивший солидное образование инженера-механика и будучи творчески одаренным человеком, изобрел много механизмов, устройств и приборов. Оригинальным и прибыльным оказался изобретенный им бортовой откидной торпедный аппарат. Джевецкий продал свой патент французскому и российскому морским ведомствам. В 1892 г. этот аппарат был принят во французском, а в 1903 г. и в русском флотах. Эти торпедные аппараты применялись на французских подводных лодках вплоть до начала Второй Мировой войны. Использовались также и в Италии.


ОТ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ ДО ДЖЕВЕЦКОГО

Еще в конце XIX в. Стефан Казимирович увлекся авиацией. Он первым опубликовал несколько работ по теории полета птиц и аэропланов, установив условия, при которых аппарат может взлетать и совершать полеты (1885-1891 гг.). Позже Джевецкий разработал первую теорию воздушного винта (пропеллера), которая не потеряла своего научного значения и сейчас. Он рассмотрел отдельные участки винта как крылья самолета; этот метод был использован впоследствии Н.Е.Жуковским для разработки своей теории. С.К.Джевецкий основал завод по производству самолетных пропеллеров, сам рассчитывая и конструируя их. За заслуги в области авиации Стефана Карловича избрали членом Парижского воздухоплавательного общества (1882 г.) и председателем VII (воздухоплавательного) отдела Русского императорского технического общества. Джевецкий по праву считается основоположником теории авиации. Академик А.Н.Крылов называл его "дедушкой русской авиации".

Будучи уже в преклонном возрасте, С.К.Джевецкий увлекся кинетической теорией газов, выступая с докладами в Парижской академии наук и публикуя статьи в ее "Известиях".

Джевецкий умер в апреле 1938 г., а за несколько дней до этого в Парижской академии наук была доложена его последняя научная работа. Ему было 95 лет.

Года два назад одесситы вдруг вспомнили о своем "земляке" С.К.Джевецком, "встрепенулись" и поставили ему памятник - как первому конструктору и строителю подводной лодки на землях Украины.


ПОМНИТ ЛИ НИКОЛАЕВ СВОЕГО ГЕРОЯ?

А старожилы Николаева помнят, возможно, что еще перед войной на пустыре завода им. 61 коммунара валялось несколько корпусов от тех 32 подводных лодок, которые когда-то охраняли рейды приморских городов. Потом из них сделали морские буи катамаранного типа, с помощью которых обставляли фарватеры.

Юрий Семенович Крючков

Этот день в истории Николаева:

Даты до 1917 года указаны по старому стилю

1963:

Во второй раз закрыта Петро-Павловская церковь в с.Матвеевка

Николаевский БазарЪ на twitter