От прошлого через настоящее к будущему...

"Легендарный" доклад Алексеева

"Мир в миниатюре: Николаев железнодорожный"

В Николаевском областном краеведческом музее представлен интерактивный макет города с действующей железной дорогой (в масштабе 1:87). Кроме макета, на выставке представлены уникальные материалы и предметы, которые рассказывают об истории железной дороги Николаева и области.
Выставка будет работать с 27 июля по 1 ноября. Стоимость: для детей и студентов - 10 грн., для взрослых - 15 грн.
О том, как создавался этот макет, читайте на нашем сайте.

Раз уж случилось так, что у местной прессы появился явный интерес к Николаевским подземельям, считаем необходимым поместить на страницах нашего сайта доклад старшего инспектора инженерного управления Черноморского Флота инженера Алексеева «О результатах разведывательных работ по вскрытию тоннелей и катакомб под гор. Николаевым, Николаевской области, Украинской ССР. По состоянию на 15 июля 1953 года».

Возможно, кто то из родственников наших читателей был участником описываемых событий, а возможно Вам просто, что то известно о Николаевских катакомбах. 

Пишите нам об этом прямо здесь, просто нажав кнопку «Добавить комментарий»

 

Д О К Л А Д.

О результатах разведывательных работ

по вскрытию тоннелей и катакомб под

гор. Николаевом, Николаевской области,

Украинской ССР.

По состоянию на 15 июля 1953 года.



Во исполнение решения бюро Николаевского Городского Комитета Коммунистической партии Украины, в период с 10 по 25 июля 1953 года комиссией в составе: Начальника отделения службы МПВО УМВД по Николаевской области подполковника ЛЕБЕДЕВА, старшего конструктора Николаевской проектно-изыскательной конторы «Облпроект» инженера тов. СИЗАЯ и старшего инспектора инженерного управления Черноморского Флота инженера тов. АЛЕКСЕЕВА, по документам и осмотру на местах был исследован вопрос наличия под городом Николаевым тоннелей, катакомб и установлено:

Катакомбы Николаева1.После Великой октябрьской социалистической революции старожилами города Николаева передаются легенды о том, что под городом существуют построенные в далеком прошлом тоннели и катакомбы.

Зафиксированные факты оседания грунта во многих местах города: Адмиральская и Черниговская, Аптекарская - 3-я Слободская, 3-я Слободская - Комсомольская и наличие входов в тоннели из подвальных помещений домов: Плехановская - Московская, Аптекарская - 3-я Слободская - 2-я Слободская и др. подтверждают рассказываемые легенды и в связи с реконструкцией города и решения задачи укрытия населения на случай воздушных налетов диктуют необходимость проведения тщательных изыскательских работ.

2. Разрабатывая проектно-техническую документацию, Облпроект геологические исследования проводит по нормам гражданского строительства на глубину до 10 метров, что по местным условиям, как показывают факты, явно недостаточно, т. к. не исключается возможность появления непредвиденных случайностей, о чем свидетельствует следующий пример:

На углу улиц Советской и Большой Морской строится 5-ти этажный дом завода «Дормашина». Произведенные геоисследования на нормативную глубину отвечают требованиям строительства дома. В настоящее время произведенной выборочной разведкой установлено, что дом строится на площадке быв. «гостиного двора» и на глубине 15 метров под домом имеются подвальные помещения и тоннели, идущие в 2-х направлениях: под улицей Советской к магазину Электросбыта и к летнему кинотеатру «Победа» см. схему и разрез №-№.

3. Принятыми мерами на месте разыскать архивные документальные данные - планы, чертежы, описания и т. п. не представилось возможным.

В областном архиве УМВД по Николаевской области хранится книга "Николаев - Современное состояние и перспективы хозяйственного и культурного развития", изданная по материалам «Гипрограда» Одесским областным издательством в 1931 году.

Описывая благоустройство города Николаева на страницах 240-241 названной книги, автор пишет, что: «Нельзя обойти вопрос о катакомбах и подземных минах, имеющихся в городе в большом количестве, которые до сих пор еще не исследованы и не изучены». Одновременно с этим, автор указывает, что по собранным данным катакомбы и мины весьма давнего происхождения и перечисляет 13 адресов ориентировочных входов и направлений тоннелей и катакомб.

4. В процессе текущих работ старшим инспектором Инженерного Управления Черноморского флота - инженером тов. АЛЕКСЕЕВЫМ в 1951 году, в районе Николаевского яхт-клуба, на участке быв. Инвалидных хуторов, на глубине 10 метров были обнаружены остатки бывшего турецкого водопровода. Водопровод из 4-х угольного каменного трубопровода, размером 0,60 х 0,60, выложен из тесаного камня, «в замок» без раствора.

Водопровод имеет направление к центру города и яхт-клубу. По оврагу на расстоянии 80 метров имеется небольшой колодец глубиною 0,5 метров, куда поступает вода по гончарным трубам, уложенным, по видимому, в более позднее время.

Старожилы утверждают, что в прошлом, когда в Николаеве не существовало городского водопровода, в районе Варваровского моста, что от описанного водоисточника расположен на расстоянии 1 км., существовала деревянная будка с водоемом, где население получало воду за плату и что в прошлом, в районе нынешнего яхт-клуба, во время турецкого владычества, находился административный центр, соединенный подземным тоннелем с духовным центром-мечетью, расположенной в противоположном конце города, на расстоянии свыше 3-х. км..

От духовного центра сохранился до настоящего времени минарет и замурованный подземный ход, что находится в районе сада имени Петровского.

Катакомбы НиколаеваВ целях проверки полученных от населения данных о тоннелях и катакомбах тов. АЛЕКСЕЕВЫМ были пробиты два шурфа на противоположном склоне оврага, в котором был открыт описанный выше водопровод и на глубине 8-10 метров был обнаружен подземный тоннель, имеющий полуциркульную форму, высота 1 метр, ширина при проникновении 80 см., а через 10 метров достигла 2-х метров. Пройдя по тоннелю 100 метров, встретил завал, образовавшийся в результате разборки населением выхода на дневную поверхность и части тоннеля во время Великой Отечественной войны. См. разрез Е-Е .

Отрезок осыпавшегося тоннеля имеет 2 направления: в сторону Варваровского моста - предполагаемых мест эллинских погребений и к центру города, последний на расстоянии 50 метров от входа также засыпан.

По легендам местных старожилов, некоторые из них в молодости из-за любопытства проникали в этот тоннель до 1 км., протягивая за собою нитку и утверждают, что видели под землею большой куполообразный грот с надписями на стене на непонятном для русских языке, из которого в разные стороны расходятся тоннели.

 В районе речной пристани имеется замурованный выход из тоннеля высотою до 2 и шириною до 4 метров. Тоннель, по рассказам жителей, идет по улице Адмиральской до завода им. 61 Коммунара, сворачивает на Аптекарскую улицу, идет дальше к минарету, на территорию военно-морского госпиталя и выходит на склоне Ингульского берега.

Все вышеприведенные обследования и рассказы подтверждают данные, изложенные автором в книге, изданной Одесским областным издательством в 1931 году.

По материалам «Гипрограда» за период с 1931 - 1941 и 1944 - 1953 г г. плановых изыскательских работ не проводилось.

В планы финансирования мероприятий МПВО 1951 - 1952 г. г. гор. Николаева включались запросы на отпуск ассигнований по линии городского отдела коммунального хозяйства для проведения разведывательных работ по выявлению входов, тоннелей и катакомб. Ассигнования отпущены не были и разведывательные работы по линии местной ПВО организовать и провести не представилось возможным.

Имея особую заинтересованность в скорейшем решении вопроса обеспечения населения города укрытиями, органы МПВО области, с 1948-1951 г. г. вели работу по выявлению входов и т. п. и подысканию организаций, способных начать разведывательные работы.

В процессе работы была установлена деловая связь со старшим инспектором Инженерного Управления Черноморского флота Ц инженером тов. АЛЕКСЕЕВЫМ, который проявил должную инициативу в сборе сведений от населения и проведении работ по обследованию входов и тоннелей.

5. На основании легенд и частичных обследований инженером тов. АЛЕКСЕЕВЫМ была представлена Командующему Черноморским флотом докладная записка, в результате которой последовал приказ на проведение обследования тоннелей и катакомб с привлечением личного состава флота и материальных средств Николаевского гарнизона.

Катакомбы НиколаеваВо исполнение приказа Командующего Черноморским флотом начато обследование и за период с марта по июль 1953 года установлено:
- Восстанавливаемый дом флота угол улиц Адмиральской и Артиллерийской: под колоннадой центрального входа в подвальном помещении обнаружен засыпанный грунтом колодец.


По конфигурации, устройству, габаритам и месту расположения, колодец представляет собою сооружение аналогичное вертикальной вентиляционной шахте современных подземных сооружений МПВО.

После выемки грунта на глубине 15 метров обнаружен подземный тоннель сечением 2,25 х 0,8 м., выложенный камнем. Тоннель идет по двум направлениям: первое в сторону завода им. 61 Коммунара и второе - в сторону Варваровского моста. По дну тоннеля проходил деревянный сгнивший желоб для воды диаметром 30 см., который при прикосновении рассыпается.

Участок тоннеля по направлению завода имени 61 Коммунара на расстоянии 150 метров от входа заилен глиной. В сторону Варваровского моста попадаются также завалы. На 15 июля 1953 года здесь удалось проникнуть на расстояние 500 метров, встречен завал, образовавшийся в результате обрушения кладки от бокового выпирания грунта на участке в 30 п\м см. схему и разрез А-А .
Катакомбы Николаева
В квартале № 240, между улицами Володарской и Аптекарской, в существующих флотских казармах имеются 2-х ярусные подвальные помещения, из которых начинаются подземные тоннели в сторону улицы Адмиральской к заводу им. 61 Коммунара и к реке Ингул.

По улице Адмиральской в подвале дома № 33 обнаружен вход в тоннель, имеющий два ответвления: по ул. Адмиральской в сторону дома флота и флотских казарм. Сечение тоннеля аналогично тоннелю, обследованному у дома флота см. разрез Б-Б .

Выявленные три входа по ул. Адмиральской подтверждают подземную связь тоннелями между домом флота, флотскими казармами и речной пристанью (Сухой фонтан) на расстоянии 3,8 км.

Выявлены входы в тоннели: по ул. Адмиральской из подвального помещения здания ремесленного училища № 51.

При отрывке котлована строящегося дома Николаевского обкома КП Украины, летнего кинотеатра «Победа», под домом павильона артели Металлобытремонта и по ул. Петровского угол 2 Военной.

Катакомбы НиколаеваОбнаружен вход в тоннель во дворе на углу улиц Советской и Свердлова. См. разрез В-В .

В районе с. Широкая балка, у реки Южный Буг, обнаружен вход в тоннель сечением 0,8 х 2,0 метров, тоннель обследован на протяжении только 150 метров, т. к. дальше залит водой см. разрез Д-Д .

В райцентре Октябрьское на глубине 10 метров обнаружен тоннель сечением 0,8 х 2,0 м., тоннель на протяжении 1 километра в направлении гор. Херсон пройден инженером-землеустроителем тов. ПРОНИНЫМ. На всем протяжении тоннель на 0,5 м. заполнен водой. См. разрез .

Все выявленные входы и тоннели выложены бутовым камнем-звестняком толщиною 60 см., имеют каменные сводчатые перекрытия, выложены «в замок» без раствора.

Катакомбы НиколаеваКатакомбы Николаева


Николаевский БазарЪ на twitter