Легендарный десант морской пехоты
В нынешнем году отмечается 65-летие Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг., уже сейчас проходят торжественные мероприятия, посвященные этому событию.
Победа ковалась не один день, много героических и великих подвигов совершили воины и гражданское население Советского Союза. Но есть подвиги беспримерной отваги и мужества, память о которых жива по сей день. За всю историю ВОВ существует только один случай, когда всем участникам десанта присвоена высшая государственная награда – Герой Советского Союза (большинству ее участникам посмертно). Это легендарный десант, совершенный под командованием старшего лейтенанта К.Ф.Ольшанского в морском порту г.Николаева.
Весной 1944 года советские войска подошли к «Бугскому валу», который имел критическое военное и политическое значение для сил противника. Его потеря означала для немецко-фашистских захватчиков разрыв с крымской группировкой войск.
Город Николаев по личному приказу Гитлера превращался в город-крепость. Уникальное расположение города, с трех сторон окруженного водой и с восточной стороны имевшего ширину всего около трех километров, позволило превратить центр судостроения на Юге Советского союза в неприступный рубеж для наших войск. Глубоко эшелонированная оборона, состоящая из 4 основных рубежей, максимально укрепленных инженерными препятствиями и огневыми точками, позволила намертво закрепиться в городе огромной группировке войск противника. В состав последней входили отборные боевые соединения противника, в том числе штрафные батальоны.
В самом городе находился огромный гарнизон, войска «СС», батальоны власовцев. Николаев, кроме географического положения был ценен и тем, что являлся крупным промышленным и транспортным центром юга страны. Огромные судостроительные заводы, на которых строили танкеры, боевые корабли, подводные лодки, ледоколы. В городе находился один из крупнейших портов на Черном море и один из трех крупнейших элеваторов в мире(!). Подходы к городу были плотно заминированы, на обеих сторонах реки находились огневые расчеты, на батарее со стороны лимана находился наблюдательный пункт, на изготовке стояли патрульные катера. Погода помогала противнику держать оборону: грязь, слякоть, сильные северные ветра не позволяли нашим войскам серьезно продвинуться к городу и освободить его.
В таких условиях противник не мог предположить, что ему будет нанесен смертельный удар в самое сердце города-крепости. Но в ночь с 25 на 26 марта 1944 года десантный отряд 384 Отдельного батальона морской пехоты Черноморского флота под командованием старшего лейтенанта К.Ф.Ольшанского на рыбачьих лодках в составе 68 человек (67 десантников и проводник из числа местных жителей) совершил ночной бросок в порт Николаева.
Задача отряда была следующей: нарушить боевое управление противника, прервать коммуникации, нанести удар по немецкой обороне с тыла и содействовать наступающим частям Красной Армии в освобождении Николаева.
В ту ночь изначально планировалось несколько десантов, но из-за тяжелейших погодных условий отряд Ольшанского высадился в порту уже на рассвете. Возвращать плавсредства назад для следующих отрядов было нецелесообразно. Даже в ночное время водная гладь простреливалась фашистами, и первый раненый в отряде появился еще при подходе к порту.
Уничтожив охрану порта, отряд занял круговую оборону в элеваторе и близлежащих зданиях. Рано утром десант был обнаружен противником. В начале сражения против моряков был брошен отряд из приблизительно ста гитлеровцев, предполагая, что в порту находится группа подпольщиков и партизан. В следующую атаку против горстки моряков шел уже батальон противника, но и эта атака была успешно отбита.
Впервые на территории порта стало слышно ужасающие крики фашистов: «Матрозен. Рус матрозен». Гитлеровцы панически боялись морских пехотинцев, которые никогда не сдавались в плен, оставляя всегда по одной гранате: но не для себя, а для последнего прыжка в гущу противника. Если гитлеровцам и удавалось взять в плен контуженных или тяжелораненых морских пехотинцев, то с ними расправлялись с особой жестокостью.
Убедившись, что пехота не может выбить обороняющихся десантников, противник стал использовать артиллерию, танки, 6-ствольные минометы. 75-мм орудия били прямой наводкой по зданиям, в которых держали оборону десантники-ольшанцы. Двухэтажное здание конторы «Заготзерно», в которой находилась основная группа десанта, они сравняли с землей. Но пока шел бой, десантники уничтожали живую силу противника, танки и орудия.
Во второй половине дня 27 марта практически все, оставшиеся в живых десантники, были ранены, большинство из них тяжело. В отдельные моменты противнику удавалось ворваться в здание основных сил, но ни один фашист не ушёл живым.
На фоне общего подвига отдельные десантники совершали персональные подвиги, являя образцы стойкости, героизма, любви к боевым братьям и Родине.
Валентин Васильевич Ходырев, уроженец Крыма, окончивший школу 12 июня 1941г. потерял в Севастополе свою первую любовь и мать (как оказалось позже выжившую при осаде Севастополя). Валентин не ведал страха, врывался в числе первых в боевые порядки противника, в рукопашных схватках уничтожив многие десятки фашистов. В одном из писем он писал - ".. мой автомат не знает пощады...". В Николаевском десанте Валентин, уже будучи тяжело раненым, с оторванной левой рукой (!), помог вытащить из завала Ольшанского и других боевых братьев, а потом ценой своей жизни остановил фашистский танк... по-Севастопольски ... и было ему всего 20 лет от роду...
Юрий Лисицин был отправлен Ольшанским после повреждения рации с донесением к командиру батальона, но подорвался на мине, и, будучи тяжело раненым, без ноги, прополз и проплыл несколько километров, но донесение доставил.
19-летний снайпер Георгий Дермановский, занявший оборону в каменном сарае, пал смертью храбрых в рукопашной схватке – ножом уничтожив матёрого немецкого офицера, но не успев бросить гранату в ворвавшихся в сарай фашистов.
Представители разные народов воевали в десанте, бок о бок стояли на смерть держа круговую оборону, спасая г.Николаев – аварец и русский, адыгеец и цыган, украинец и белорус. Татарин Хакимов Михаил Кибирович, наводчик роты ПТР, лично уничтожил танк, орудийный расчет, не раз своими разяще меткими выстрелами спасал товарищей от неминуемой гибели. И только после смерти, в 1986 году, оказалось, что настоящее имя героя не Михаил, а Исмагил – он взял и всю жизнь носил имя своего погибшего боевого товарища.
К концу второго дня боя фашисты, не имея возможности полностью уничтожить десантников, применили отравляющие газы и огнеметы. К тому времени в оставшемся от здания полуподвале находились только тяжело раненные бойцы. Но никто из них не выполз, не сдался в плен. Они все были сожжены. После боя ворвавшимся в порт советским разведчикам предстала ужасающая картина боя Ольшанцев: сотни трупов противника, руины зданий, в полуподвале основного здания сожженные десантники, обнявшиеся по двое…
28 марта рано утром гитлеровцы попытались подойти к разрушенному зданию основных сил десанта, но были остановлены огнем чудом выжившего после тяжелейших ранений Щербакова Николая, в дальнейшем – участника парада Победы 1945 года. Большинство выживших десантников не могли даже самостоятельно передвигаться, и на руках были отнесены для оказания помощи в близлежащие хаты жителей города.
В течение двух суток противник совершил 18 атак, но так и не смог уничтожить всех десантников. За два дня непрерывных боев десантники уничтожили до 700 гитлеровцев.
Соотношение сил было несопоставимо: против небольшого отряда противник бросил до 3-х батальонов пехоты, несколько средних танков, батарею 75-мм орудий, многоствольные минометы, огнеметы и отравляющие вещества. Из 68 десантников в живых осталось только 12 человек, трое из которых скончались от последствий отравления газами спустя несколько дней (АКТ расследования героических действий отряда десантников под командованием ст.л-та Ольшанского К.Ф., ЦВМА, фонд 2092, опись 1, дело 247, листы 178-180).
Хотя цифра в 700 уничтоженных гитлеровцев вызывает сомнения, так как точного подсчета трупов не было произведено. Если комиссия по расследованию подвига и ошиблась, то не в большую сторону. Например, в бою на Кундукской косе отряд из 58 моряков остановил огромное соединение немецко-румынских войск, взяв в плен 4800 (!!!) гитлеровцев, доложив об уничтоженных 700 человек противника. 9-я пехотная дивизия гитлеровцев прекратила существование. Морякам не поверили, выслали из управления соединения комиссию, которая, насчитав 1500 убитых, бросила подсчет.
Героические действия десантников расстроили оборону города-крепости, ускорили изгнание противника, предотвратили уничтожение крупнейшего порта страны и других важных объектов города, помешали угону нескольких железнодорожных составов с живым грузом – рабами для фашистской Германии.
Из всех десантных операций Великой Отечественной войны самая яркая – Николаевская. Бессмертному подвигу Ольшанцев посвящены десятки песен, стихов, поэм, книг, картин, несколько фильмов, спектакль. Имена героев носят улицы, школы, предприятия, корабли, в Николаевской области существует поселок Ольшанское, один из астероидов назван Ольшанией.
В 1964 году на месте здания главного отряда разместился народный музей моряков-десантников, в экспозиции которого сохранился лестничный пролет со следами легендарного боя, собранными осколками снарядов уничтоживших не одного десантника.
Каждый год в канун 28 марта у музея собираются люди – местные жители, ветераны, родственники Ольшанцев.
Доброй традицией города по сей день является возложение молодоженами цветов к мемориальному захоронению Ольшанцев в центре города.
Вечная слава солдатам Великой войны!
Решетник Юрий, исследователь-краевед