Куда «улетели» чайки с памятника корабелам и флотоводцам Николаева?
Не богат наш город на удивительные архитектурные сооружения. Но этот мемориальный комплекс, пусть и не доведенный до логического завершения, все же достоин уважения и внимания.
Сегодня символ Николаева со всех сторон окружен заведениями общепита. В то время как последние разрастаются, памятник все больше напоминает их несуразное и ненужное дополнение...
Нужен такой памятник
Идею о необходимости создания памятника корабелам и флотоводцам Николаева вынашивали долго. О первых шагах, свидетельствующих о совершении конкретных действий к ее реализации, является справка идеологического отдела горкома Компартии Украины о проектировании и сооружении памятника. В ней говорится, что «учитывая многочисленные ходатайства партийных, общественных организаций и трудящихся г. Николаева, обком партии и облисполком в 1975 г. вышли с предложением ЦК Компартии Украины и Совету Министров УССР об увековечивании трудовой славы корабелов».
10 января 1978 г. ЦК Компартии Украины и совет Министров УССР приняли постановление о сооружении в Николаеве обелиска в честь доблестного труда корабелов. После проведенного республиканского конкурса один из четырех вариантов проекта, которые определили лучшими и которые проходили под девизом: «Синий квадрат», «Красный ромб», «Силуэт», «Корабелы», был рассмотрен 4 июня 1981 г. коллегией Министерства культуры и комитетом Госстроя УССР. Эти правительственные организации и рекомендовали для дальнейшей работы по сооружению памятника проект авторской группы в составе скульпторов Б.Н. Лысенко, В.А. Чепелик, архитекторов Н.И. Кислого, В.П. Скульского из г. Киева.
Дальше на долгие шесть лет о памятнике как будто забыли. Напомнила уже сама общественность. Со страниц газеты «Южная правда» от 21 апреля 1987 г. группа единомышленников во главе с депутатом Верховного Совета СССР П. Борисовым написала письмо в редакцию, в котором говорила о необходимости создания монумента трудовой славы корабелов и открыто спрашивала: когда же он будет сооружен?
Тему подхватили заместитель председателя правления Николаевской областной организации Украинского общества охраны памятников истории и культуры В. Олейник и архитектор, член правления этой же организации Ю. Новоселов.
В своей публикации в «Южной правде» от 13 июня 1987 г. под названием, вынесенным нами в подзаголовок, они рассуждают о месте расположения монумента: «В числе первых улиц нового города, начало которому положено на верфи, входящей ныне в территорию судостроительного завода имени 61 коммунара, образовались ныне существующие Адмиральская, Садовая, Советская и другие улицы, прилегающие к судостроительной верфи. Основной поток судостроительных материалов осуществлялся главным образом по улице Садовой. Поэтому, если следовать исторической последовательности, то памятник трудовой, революционной и боевой славы корабелов должен находиться на улице Садовой».
В. Олейник и Ю. Новоселов со страниц газеты подробно рассказывают о своем видении будущего мемориального комплекса. По их задумке, каждую террасу Садовой нужно оградить с боков от проезжей части гранитными стенами-парапетами, по длине обсадить декоративными деревьями. В Пролетарском сквере оборудовать фонтан с моделью парусника «Святой Николай», вокруг установить бронзовые доски с текстами государственных указов о строительстве города и флота. На каждой террасе Садовой создать образ определенного исторического этапа: на первой террасе – фонтан с моделью броненосца «Потемкин», на второй – образ становления советской власти в Николаеве и строительство первых кораблей, на третьей – образ города в Великой Отечественной войне, на четвертой – композицию, отражающую расцвет Николаева в послевоенный период.
Величественный памятник «В честь доблестного труда корабелов в г. Николаеве» предлагали установить на перекрестке двух главных магистралей города – ул. Садовой и пр. Ленина. Созданием мемориального комплекса авторы публикации намеревались соединить в единый архитектурный ансамбль памятники, имеющиеся на ул. Адмиральской, с памятниками истории и культуры, которые в то время были на пр. Ленина (Дворец культуры завода имени 61 коммунара (сегодня здание Сити-Центра) и, напротив, здание старого клуба этого же завода, который после реставрации планировалось использовать под художественную галерею или концертный зал с органом).
Увидев активное желание народа создать такой памятник, и власть «засучила рукава». 22 сентября 1988 г. постановлением «Об утверждении проекта памятника корабелам и флотоводцам в г. Николаеве» Совет Министров Украинской ССР утвердил представленный Министерством культуры УССР и Госстроем УССР проект памятника и разрешил Николаевскому облисполкому затраты на его сооружение в сумме 473,58 тыс. руб. произвести за счет доходов, дополнительно полученных при исполнении бюджета области.
В июне 1989 г. макет памятника был выставлен на всеобщее обозрение во Дворце культуры и техники «Черноморского судостроительного завода», а позднее - в музее судостроения и флота.
Отметим, что активное участие в строительстве памятника трудовых коллективов Николаева значительно уменьшило его стоимость.
Открытие: хоть и масштабное, но «на скорую руку»
Вопреки предложениям В. Олейника и Ю. Новоселова устанавливать памятник двухвековому труду корабелов было решено на пересечении пр. Ленина и ул. Советской.
Ансамбль представлял собой круглую форму в виде земного шара, вокруг которого высятся трехметровые фигуры флотоводцев, рабочих-судостроителей Николаевских верфей. Памятник обрамляла надпись: «Корабелам и флотоводцам в ознаменовании двухвекового труда Николаевских судостроителей: 1789-1989 гг.»
Газета «Ленінське плем'я» (24 сентября, 1989 г.) пишет об открытии монумента так: «Еще за четверть часа до торжественного митинга тут, в самом центре Советской, кипела работа. Солдаты из местного гарнизона разворачивали только что привезенный чернозем, срочно заасвальтировали дорожку, постоянно курсировали грузовик и трактор – убирали мусор, который остался от строителей. А в это время вокруг монумента строились пионеры». На митинге присутствовали тысячи николаевцев - работников, служащих, студентов, школьников, ветеранов партии и труда, воинов Николаевского гарнизона. Очевидно, такая масштабность объяснялась тем, что задуманное вначале с размахом, празднование в 1989 г. прошло скромно и почти незаметно. Единственным памятным событием стало открытие этого монумента.
Вскоре сооружение приобрело в народе несколько прозвищ: «Шараев курган» (с намеком на местного партийного вождя Леонида Гавриловича Шараева, при котором сооружался памятник) и «Хоть шаром покати» (указывая на пустые прилавки магазинов).
Офицер без корабля, а памятник — без внимания
Задуманный изначально как памятник, к которому охотно будут приходить корабелы и их дети, а фотоснимок, сделанный на фоне этого монумента, станет памятной реликвией для гостей города, сегодня он пребывает как бы в стороне от современной жизни.
Молчаливый свидетель человеческого безразличия, а иногда и варварства, вначале он лишился навершия (по проекту авторов, над фигурой шара должны были лететь чайки, и их якобы уже изготовили и хранили где-то в Николаеве), а потом из рук морского офицера украли кораблик.
Но больше всего вокруг сооружения не хватает большого сквера с дорожками и скамейками для гуляющих. Вместо этого символ Николаева окружают ресторан «Макдональдс», «Арка», многочисленные бары, одним из которых является «Тарелка» с уличным зловонным туалетом.
Был и приказ Министра культуры Украины о переносе памятника, согласно которому, организации, которые возьмутся за это дело, должны будут взять на себя и вопросы ремонта памятника, восстановления утраченных деталей, в том числе и «улетевших» чаек. Но сегодня вопрос снят с обсуждения, памятник, с 1999 г. включенный в государственный перечень памятников местного значения, будут ремонтировать на месте. Прежде всего обследуют состояние каркаса. По памятнику любят лазить, поэтому, скорее всего, больше всего пострадал земной шар и основание. Далее примут решение о его ремонте.Три года назад символ Николаева хотели перенести. По словам начальника отдела охраны культурного наследия Николаевского горисполкома Ирины Бондаренко, уже было получено согласие авторского коллектива на перенос памятника в сквер Пролетарский в районе завода имени 61 коммунара (на освободившемся месте ООО «Юнимаркет-Ойл» хотело построить культурно-развлекательный центр).
Восстановление будет поэтапным. Главное - сохранить его конструктивные элементы, чтобы он не начал разваливаться и был безопасным для окружающих. Также нужно выполнить элементы благоустройства. Ирина Бондаренко уверена, что постепенно все эти вещи нормализуются, и в руку офицера вернется кораблик.
Автор статьи: Екатерина Стриль
zadira.info