Катакомбы, уводящие в вечность
От старожилов города Николаева можно услышать о том, что под городом существуют обширные катакомбы. Пожилые люди рассказывают, что сами, будучи детьми, нередко в них спускались. Вскоре после Октябрьской революции сразу на трех городских улицах - Советской, Адмиральской и Московской - образовались провалы грунта. В одном из провалов взору местных жителей открылась старинная каменная кладка и высеченная на ней дата - 1714 год. Откуда же взялись в городе сложные подземные лабиринты? Ответ на этот вопрос пытается дать археолог, аспирант кафедры всемирной истории Николаевского государственного университета им. В. А. Сухомлинского Андрей Майстренко. Он показал корреспондентам "Итогов" николаевские подземелья и изложил несколько гипотез их возникновения.
Уходим под землю
Кирка, фонарь, каска, веревка - вещи, необходимые для спуска под землю. Вместе с Андреем Майстренко и тремя его сподвижниками - спелеологами, которые называют себя "детьми подземелья", мы намерены совершить осмотр катакомб. Мы заходим в Дом офицеров флота, спускаемся в подвал и в одном из темных углов находим глубокий колодец. По веревочной лестнице медленно уходим вниз. Наш спуск занимает не меньше двадцати минут, и вот наконец мы на дне колодца. Перед нами два расходящихся в разные стороны тоннеля - каждый высотой в человеческий рост, а шириной чуть более метра. Выбираем правый тоннель, без помех проходим метров триста и упираемся в непроходимый завал. Осматриваемся. Древняя каменная кладка тоннеля частично разрушена, арочный свод под давлением породы выровнялся. Майстренко обследует завал и находит небольшой лаз. Расширять лаз опасно, свод может обрушиться в любой момент, поэтому мы решаем аккуратно проползти в щель. "Осторожно, здесь могут быть змеи", - шепчет наш провожатый. Вскоре лаз начинает расширяться, и мы попадаем в небольшой зал. Под ногами обрывки каких-то истлевших проводов, у стены валяются аккумуляторы с маркировкой 1947 года. Андрей освещает фонариком галерею. Мы видим на стенах странные цементные нашлепки с непонятным набором цифр. Рядом обнаруживаем надпись, нацарапанную старославянскими буквами: "Свят Бог". Кто начертал ее здесь? Спустя примерно час с начала нашего подземного странствия по очереди начинаем жаловаться на головную боль, что неудивительно: воздух в подземелье спертый и тяжелый, тоннель слишком хорошо изолирован от внешнего мира и практически не вентилируется. Развернувшись, тем же путем движемся к выходу. "Таков закон чертей и привидений: каким путем зашел, таким и выходи", - пошутил один из "детей подземелья".
Катакомбы общего пользования
- Подземелья напоминают о своем существовании провалами, время от времени появляющимися в старой черте города, - рассказывает Андрей Майстренко. - Но это в общей своей массе рушатся от ветхости и современных повреждений старые подвальные помещения и погреба.
По словам Майстренко, это так называемый первый ярус катакомб. Он располагается под старыми районами города на небольшой глубине. Относить эти постройки к древним неверно. Есть второй, более глубокий ярус, возможно, представляющий собой остатки старинного водопровода или дренажной системы. Ученый предполагает существование еще одного, нижнего яруса подземелий. Что это может быть? "Составленные мной план-схемы говорят о выложенных камнем тоннелях, а не о вырубленных в известняковой породе галереях. И потому, проводя аналогии со знаменитыми одесскими катакомбами, можно допустить и наличие таких же подземелий под Николаевом", - считает Андрей Майстренко.
Существует несколько версий, объясняющих появление николаевских катакомб. Версия первая. Согласно архивным документам, при возведении Николаева требовалось много камня. Как правило, его добывали недалеко от застраиваемой части города и под самим городом. "Добывали камень довольно варварским способом, без соблюдения каких-либо правил горных работ, - рассказывает Андрей Майстренко. - Добыча под городом велась более ста лет. Хаотичные и неконтролируемые разработки не имели ни карт, ни схем, что, возможно, и привело к образованию запутанной и не имеющей системности сети подземных галерей".
Местный краевед Андрей Шинкаренко предлагает свою версию. Он считает, что катакомбы были специально сооружены в XIX веке во время Крымской войны. Дело в том, что Николаев исторически был тесно связан с другим черноморским городом - Севастополем. После Севастополя Николаев был важнейшим стратегическим пунктом на всем побережье. Здесь находились адмиралтейство, верфь, склады корабельного леса. В городе насчитывалось до 40 тысяч жителей.
Известно, что в Севастополе тоже были подземелья. К началу Крымской кампании общая площадь севастопольских подземных тоннелей превышала 25 тысяч квадратных метров. В первую очередь они служили для хранения пороха, ядер и продовольствия. Кроме того, подземные тоннели являлись надежным укрытием для гарнизона и гражданского населения при осаде города. Одним из важнейших эпизодов севастопольской обороны стала так называемая минная война. После безуспешных попыток овладеть городом англо-франко-турецкие войска начали грандиозную подземную операцию, целью которой был прорыв в город при помощи минных галерей. Однако эта тактика не принесла ожидаемого результата, так как под руководством военного инженера Эдуарда Тотлебена перед севастопольскими укреплениями была создана мощная подземная оборонительная система. Возможно, этот опыт использован при строительстве николаевских катакомб.
Согласно третьей гипотезе николаевские катакомбы - это не что иное, как Спасский самотечный водопровод, построенный в 1820-1830 годах. Судя по архивным документам, его спроектировали военные инженеры Фан дер Флис и Рокур де Шарлевиль. В то время местные жители, лишенные хорошей питьевой воды, вынуждены были потреблять соленую известняковую воду из колодцев реки Ингул. Доставлять же пресную воду бочками было очень дорого, и поэтому на утверждение императору Александру I был представлен проект водопровода. От основной линии коммуникаций были проложены поперечные ответвления к городским колодцам.
Однако Андрей Майстренко считает, что линии водопровода - это лишь небольшая часть огромной паутины подземных лабиринтов. Он ссылается на проведенное в 50-х годах прошлого века военными инженерами Черноморского флота исследование с описанием многокилометрового тоннеля, якобы идущего в сторону Херсона. Правда, нет ни одного свидетельства, говорящего о том, что кто-то прошел по этому тоннелю хоть сотню метров.
- Подземные лабиринты интересовали военных прежде всего как объекты для возможного размещения систем ПВО, - говорит Андрей Майстренко. - В своем докладе военные приводили факты, подтверждающие наличие под городом обширных подземных коммуникаций и тоннелей, имеющих весьма древнее происхождение. Руководитель разведывательных работ, инспектор инженерного управления Черноморского флота Алексеев исследовал один из подземных тоннелей. Пройдя около ста метров, Алексеев наткнулся на захоронение, которое, как потом установили археологи, относилось к эллинскому времени. Поблизости был найден наполовину затопленный куполообразный грот с надписями на стене на непонятном языке.
Тоннель в никуда
Странные надписи вообще часто встречаются в николаевских катакомбах. Так, одна из местных жительниц рассказала Андрею Майстренко, как еще в 1945 году она вместе с друзьями-смельчаками отправилась в подземелье "на поиски сокровищ". Примерно на 20-метровой глубине подростки оказались перед аркой, украшали которую только буквы "Т", вылитые из металла и впечатанные в стену. Сразу за аркой начинался зал в форме полумесяца или подковы с тремя ответвлениями тоннелей. Здесь же стояли два каменных саркофага, заполненных истлевшими вещами и различным холодным оружием. "Охотники за сокровищами" направились дальше, по уходящему из зала влево тоннелю, и скоро очутились еще в одном зале. В его центре располагался длинный прямоугольный каменный стол, а с каждой стороны - по восемнадцать тумб. По торцам стояли каменные стулья-кресла. В стенах зала были вырублены каменные очаги, а над ними крепились по три железные подставки для факелов. У стен, напротив друг друга, стояли каменные сундуки, на крышках которых красовались выполненные из металла изображения пляшущих человечковЙ Возможно, грот служил местом собраний членов какого-то мистического общества.
Группа исследователей Андрея Майстренко решила найти грот, но там, где раньше располагался вход в тоннель, еще в 1950 году построили дом. Кстати, жильцы утверждают, что он постоянно дает осадку. Под фундамент строения несколько раз заливали раствор жидкого цемента со стеклом, но тем не менее фасад дома и сейчас украшают трещины.
Исследовать николаевские катакомбы, считает Андрей Майстренко, весьма непросто, поскольку порой приходится сталкиваться с вещами, совершенно необъяснимыми: "Однажды при помощи геофизической аппаратуры мы обнаружили скрытый тоннель и дали его примерные параметры - глубину, длину, ширину. Нашли даже людей, которые ранее спускались в этот тоннель, и, по их словам, он был весьма протяженный. Мы прорыли лаз и сначала попали в подвал крестообразной формы. Вскоре был найден вход в тоннель, на него даже указывала надпись на стене "Ход" со стрелкой направления. Однако, пройдя десять метров, мы уперлись в глухую стену, за которой явно никакого продолжения тоннеля не следовало. После этого случая появилась еще одна версия, мистическая - о "блуждающих тоннелях". То есть подземные ходы в определенное время то появляются, то исчезают. Как их назвать - переходы в другие измерения, пространства, миры? На этот вопрос Андрей Майстренко пока ответа не знает.
Николаев - Москва
Степан Кривошеев, Андрей Замахин (фото)