Как строился детский городок «Сказка»? Рассказывает его создатель
О том, как на месте мясного павильона обычного николаевского рынка
появился амфитеатр, как вместо парусника чуть не установили космический
корабль, для чего перед строительством городка ее творцу пришлось летать на
Соловецкие острова и что подарили маленьким горожанам гости из Баку, рассказал
главный архитектор «Сказки» Вадим Павлович Попов.
Вместо рынка – городок
На месте сегодняшнего детского городка «Сказка» 29 лет назад был обычный николаевский рынок. Стояли ларьки, киоски, павильоны, самым большим из которых был мясной павильон, с просторными подвалами и стенами толщиной в полтора метра.
Когда стал обосновываться Центральный рынок, необходимость в существующем отпала и оказалось, что лучшего места для «Сказки» не сыскать. Правда, изначально его хотели разместить в Лесках, в районе Соленого озера, там даже наметили строительную площадку. Но вмешалась супруга Вадима Павловича Ольга Петровна Попова, которая и убедила городскую власть в том, что лучше создать «Сказку» в центре Николаева: так и внимания к ней будет больше, и посетителям удобнее.
Началось выполнение проектных работ николаевским отделением «Гипрограда». Поскольку проект этот был уникальным (ранее в СССР понятия «детский городок» не существовало), то поначалу не знали, как оценить его выполнение. Осметили как кладбище на 3 га. За месяц выделенные средства освоили, и В. Попову пришлось самостоятельно, по вечерам, выполнять чертежи главных объектов «Сказки».
Не все шло гладко: когда архитектор передал чертежи в художественный фонд, специалисты высказались против идеи сделать центральной композицией копию парусника «Святой Николай», первого судна Ингульской верфи.
Аргументировали тем, что парусники остались далеко в прошлом, а молодое поколение нужно нацеливать на будущее, то есть на космические корабли. Создав конкурс рабочих макетов, потеряли полгода, но проект В. Попова победил.
19 мая 1982 года, в день 60-летия Всесоюзной пионерской организации имени В. Ленина, городок распахнул свои двери и вмиг наполнился маленькими жителями.
Почему центральные фигуры - центральные?
Прежде чем приступить к проектированию «Сказки», Вадим Попов с супругой совершили поездки на Соловецкие острова и остров Кижи вблизи Петрозаводска. Музей русской деревянной архитектуры под открытым небом впечатлил николаевцев, и, вернувшись, они тоже захотели создать что-то сказочное. Так появилась деревянная крепость в стиле славянских хаток с частоколом.
Каменный замок – поскольку всякая сказка связана с таинственным замком. У входа в средневековую крепость стоит рыцарь, а на крыше раньше сидел Карлсон. Позже он разрушился, но появлению его, как и скульптуре Конька-горбунка, мы обязаны маленькому сыну Вадима Попова. 5-ти летний Саша, ныне успешный киевский архитектор, в то время был главным консультантом у своих родителей. Он ходил по «Сказке» и спрашивал: а почему нет Карлсона, который живет на крыше? А где Конек-горбунок?
Амфитеатр возник из сугубо практических целей: нужно было что-то делать с подвалами бывшего мясного павильона. Их хотели снести, но Ольга Петровна выступила с идеей разместить в них игровые автоматы, а вокруг создать чашу для амфитеатра.
Центральной композицией Вадим Попов решил сделать парусный корабль как символ кораблестроения Николаева. Не раз изменив названия, «Святой Николай», «Алые паруса», «Грин», «Буян», а теперь просто «Счастье», его пришвартовали в бухте с маяками. Строил корабль Черноморский судостроительный завод.
Чуть позже появилась карусель с ученым котом и русалкой из сказки А. Пушкина, автодром, солнечные часы и сказочный персонаж Иванушка-дурачок, поймавший Жар-птицу, - скульптура Макушиных, каскадный бассейн с фонтанами, а также подарок Николаевской железной дороги паровоз-кукушка.
В советское время установка памятников-самолетов, танков, поездов была широко распространена по всему Союзу. Как один из таких экспонатов, паровоз хотели установить на Привокзальной площади у Старого железнодорожного вокзала. Но поскольку охраны там не было, а район в вечернее время пустынный, опасались, что кукушку разломают.
Тогда Ольга Попова убедила городскую власть установить паровоз в «Сказке». Поскольку городок уже работал, чтобы его вкатить, пришлось разобрать забор. Но оно того стоило – малышня и сейчас с деловым видом залезает в кабину, чувствуя себя машинистами.
Пожалуй, последним существенным пополнением «Сказки» стали два шатра, расположенные слева от главного входа. Поскольку информация о николаевском детском городке облетела все центральные газеты и журналы, распространившись на весь Советский Союз, в наш город из многих республик стали приезжать гости, чтобы сделать такой же городок у себя.
Иные приезжали не с пустыми руками. К примеру, азербайджанцы в подарок Николаеву привезли несколько шатров из Баку: два установили в Лесках (сейчас там бар), один - в «Сказке». Привезли их в разобранном виде - лишь гора «лепестков» и болтов. Сооружали шатер николаевские мастера.
Что не удалось?
Однажды во время встречи со школьниками у Вадима Павловича спросили: «А что Вам не удалось при строительстве «Сказки»?» Архитектор ответил, что мечтал о воздушном шаре с корзиной на круглой площадке, где сейчас дети катаются на электрических машинках. Мечтал о новогодней иллюминации, украсившей бы огоньками все деревья городка, о сказочной подсветке деревянной крепости и каменного замка.
Кстати, в замке по проекту должны были находиться помещения для персонала и хозяйственные помещения. Но в них разместили кривые зеркала, привезенные из Херсона.
В. Попов признает, что не всегда удается то, что запроектировано:
- Я предполагал сделать замок из гранитного бута, но строители сказали, что на это нет денег, и предложили привезти кирпич из Прибалтики. Они меня обманули, применили худший кирпич. Теперь из него выступает соль, он крошится. К тому же сделали фундамент не на ту глубину, что я указывал, сократив его вдвое. Некачественно сделали и перекрытия, из-за чего течет кровля.
Иначе хотел разместить создатель «Сказки» и ее дирекцию: не в подвале
амфитеатра, где она находится сейчас, а на месте нынешнего автодрома – на
первом этаже работали бы разные кружки, а на втором – администрация.
Еще Вадим Павлович мечтал установить вблизи паровоза бронетранспортер, чтобы
подготавливать детей к воинской службе.
- Он был бы яркий, раскрашенный, как игрушка. Позже такие установили в аллее афганцев, так детишки их облепливают, как мухи. Но тогда меня не поддержали. Возмутились, мол, мы люди мирные, а вы предлагаете танк в детский городок поставить.
Хотел бы В. Попов сделать мини-планетарий в шатре из Баку. А еще его расстраивает то, что запроектированный подземный туалет сломался, и теперь на его месте хотят построить офис. Лучше бы объект для «Сказки» сделали, говорит он.
Но главное, о чем мечтает архитектор и сейчас, - установить в водоеме парусника макет казацкой чайки и авианосца.
- Тогда, - признает он, - средств не хватило. Но, надеюсь, осуществить задуманное еще удастся.
О том, что нужно изменить
В связи с приближением круглой даты в который раз возобновились прения по поводу модернизации «Сказки».
По инициативе депутата горсовета Сергея Кантора эта тема за круглым столом недавно обсуждалась в присутствии директора городка, представителей городской власти, а также Союза архитекторов и дизайнеров Украины. Каждый предлагал свой вариант реконструкции, но все согласились со словами архитектора Попова о том, что реконструкция должна сочетаться с наработками прошлого, гармонично увязываться с общей архитектурно-художественной концепцией.
Высказанные депутатом горсовета Ниной Колечко замечания о том, что в «Сказке» для детей не должно быть закрытых зон, которыми сейчас являются газоны, Вадим Попов поддерживает.
Другое дело, отмечает, что нельзя топтать клумбы с цветами, а по газонам нужно бегать, лежать на них, как это любят делать в странах Запада. Правда, для такого использования за газонами нужно соответственно ухаживать, чего в нашей «Сказке», по словам архитектора, не происходит.
Обвинения некоторых участников круглого стола в том, что территория фонтанов относится к «мервым» зонам городка, Вадим Павлович опровергает: она изначально задумывалась как зона тихого отдыха для мам с детьми до двух лет. Если добавить туда больше зелени, создать тень, он уверен, что мамочки с колясками вернутся в тихий уголок, отделенный от шумной детворы.
Отрицательно относится архитектор и к идее накрыть амфитеатр. Поясняет, что везде в мире амфитеатры были открыты, а представления в них шли утром и вечером, в период наименьшей активности солнца. По его словам, фирмы не раз предлагали эскизы навесов, но они ломали всю архитектуру «Сказки»: опоры, тент не увязывались с арками и башенками, с колоннами амфитеатра.
Важной проблемой, по его мнению, сейчас является отсутствие «зебры» в некоторых местах, где дети переходят дорогу. Из-за этого автомобили не раз сбивали юных пешеходов.
Мешает городку и место отстоя транспорта маршрута №15. Он находится на стоянке автобусов, приезжающих в детский городок из районов области на экскурсии.
Взамен необдуманным, спонтанным и расплывчатым предложениям С. Кантора по изменению детского городка В. Попов разработал ряд собственных предложений. Они хоть и кажутся порой фантастическими, зато гармонично вписываются в архитектуру городка и соответствуют его назначению.
В. Попов также отметил, что модернизировать «Сказку» нужно, учитывая мнение николаевских детей. Во время встреч с ними ребятню следует заинтересовать, записать их предложения и только потом определять концепцию нововведений. Ведь детский городок – для детей, а не для взрослых!
Самая большая награда за «Сказку» - цветы
Во время сплошного типового проектирования в СССР детский городок «Сказка» был отдушиной и для жителей города, и для его архитектора. Уникальный, индивидуальный проект, за который не грозило наказание в случае отклонения от утвержденного плана строительства, радовал В. Попова, хоть он и получал за него зарплату всего 120 рублей, поначалу немало чертежей выполнил бесплатно, слетал за свой счет в соседние страны, чтобы взять оттуда лучшее и воплотить его здесь.
Позже по чертежам николаевца построили такой же городок в Сумах, а за ним, с разными дополнениями и изменениями, в десятках других городов Союза.
- Самое главное, чтобы народу нравилось. Когда я был главным архитектором ГСПИ «Гипросудмаш», при открытии городка сметчики подарили мне букет цветов. Это была самая большая награда за «Сказку». Премий за нее я не получал, наград тоже, - говорит В. Попов.
Свой успех он сравнивает с победой, у которой всегда есть и обратная сторона. К
примеру, после этого детского городка ему не предлагали строить другие. А
Вадиму Павловичу очень этого хотелось.
Но он успел оставить немало важных объектов. Занимался проектированием микрорайонов по проспектам Мира и Ленина, в Соляных. В его творческом активе - мемориал героев-десантников, здание «Укрпочты», профилакторий «Парус» (вблизи яхт-клуба). Он проектировал предприятия судостроения по всему бывшему СССР, базы отдыха в Карпатах и на Кавказе, а еще - все рыбные магазины и рестораны в Николаеве, в том числе и ресторан «Колючка» в Корабельном районе, который одно время считался своеобразным образцом Николаева.
Сейчас, в 71 год, Вадим Павлович не сидит без дела. Он является автором проекта армянской церкви, что на перегоне перед Широкой Балкой. Прежде чем создать этот храм, архитектор обошел все монастыри в Армении, изучил армянскую архитектуру, культуру, письменность.
А еще он не устает отстаивать интересы своих объектов. Говорит, такова судьба архитектора: вначале нужно разработать, потом построить, а дальше, на протяжении всей жизни, сохранять и защищать проект от толпы желающих его «модернизировать».
Поэтому в «Сказку» Вадим Павлович ходит, как на работу.
Автор статьи: Екатерина Стриль