Как по маслу
Вид современного корабля, режущего волны мощным корпусом, вызывает уважение, бегущий по волнам парусник - восторг, а строящееся судно – всегда загадка. Но между постройкой корабля и плаваньем на нем существует операция, много времени не занимающая, но чрезвычайно ответственная – спуск его на воду.
Казалось бы, что здесь сложного? Но сколько кораблей затонуло во время первого свидания с водой!
Несчастный Робинзон Крузо много лет потратил на то, чтобы построить лодку из ствола большого дерева, но, увы, не смог спустить ее на воду – слишком тяжелой оказалась лодка, и слишком далеко от берега находилась «верфь». Древние финикийцы, считающиеся первыми моряками на планете, а, следовательно, и первыми судостроителями, не отчаивались бы по этому поводу. Они вырыли бы ров, равный длине корабля, выложили бы его дно гранитом или другим крепким камнем, сверху которого уложили бы деревянные катки, а на них - корабль. Затем прорыли бы канал от моря до рва с кораблем, наполнили его водой, а дальше уже дело техники. Даже Робинзон Крузо, будь он финикийцем, один легко вывел бы свою лодку в море.
Не в меру ленивые, но в меру изобретательные славянские племена не забивали себе головы постройкой стапелей и рытьем каналов. Свои лóдьи они строили зимой на льду рек. Очень удобно и практично: лед таял, и построенные корабли оказывались в воде без лишних хлопот.
В средние века галеры и другие суда строили на помостах, а затем просто стягивали канатами на воду. Позже помост стали смазывать слоем животного жира для уменьшения трения, а в ХIX- ХХ столетиях с появлением металлических корпусов суден была выработана целая технология насáливания, другими словами, смазывания спусковых дорожек.
Широко применялось насаливание и на наших николаевских верфях. В книге Л.А Пляскова и Л.М. Кучеренко «Наш Черноморский, 1897 – 1987» так описана насалка: «В состав насалки входили натуральные пищевые жиры, а само насаливание проводилось в несколько слоев. Первым слоем толщиной 6-7 мм служило слойковое сало, затем – слой чистого говяжьего сала толщиной 5-6 мм. Третий слой толщиной 3 мм составляла смесь говяжьего сала с холодным конопляным маслом.
Слойковое сало: говяжье слойковое — лучшее говяжье сало. При раскупорке бочки оно распадается на слои. Слоеватость зависит от того, что растопленное сало. вплескивают на морозе понемногу в бочку. Идет на выделку свеч. (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)
Первые три слоя наносились квачами, четвертый слой – руками, и состоял он из смеси зеленого мыла с конопляным маслом в пропорции одно ведро мыла на полведра масла с добавлением четверти ведра говяжьего сала. При этом соотношение компонентов устанавливались в зависимости от погоды, времени года и величины выпускаемого судна.
В дореволюционной России было всего несколько человек, руководивших насалкой спусковых дорожек. Если кто заболел или куда – нибудь выбывал, другого приглашали из Петербурга или даже из – за рубежа».
Процедура мудреная, но, видимо, от нее и произошло выражение «как по маслу».
К слову сказать, было еще несколько старых корабельных специальностей, ныне позабытых или видоизмененных: рубщики металла, клепальщики, горячие гибщики, чеканщики и другие. В обиходе их называли «глухарями», ибо при работе они издавали неимоверный грохот сначала ручным инструментом, а затем паровым и пневматическим.
Первые баржи на «Океане» собирались на наклонных полозьях и удерживались канатами. Для того, чтобы спустить судно на воду, достаточно было перерубить канаты. Фантазия корабелов этим не ограничивается. На том же «Океане» с помощью двух плавучих кранов и сваренных из листов металла стальных «полотенец» одну за одной спустили на воду сразу четыре собранных на берегу баржи.
Судостроение прошло долгий путь, равный истории человечества. Менялись технологии постройки кораблей, совершенствовались и способы спуска их на воду, но неизменным оставалось одно требование – корабль должен сойти на воду легко и свободно.
Автор статьи: Николай Пономаренко