Как люди пели...
Люди всегда хотели быть услышанными. Но, до тех пор, когда распространились телефоны и разная другая электроника, приходилось обходиться силой своей глотки и механическими усилителями.
Музыкальные инструменты – это и есть первые усилители. Но мало создать звук, его надо донести до слушателя. Первым, и самым естественным, способом было собрать оркестр и поднять его на площадку над толпой. Такие площадки до сих пор служат на главных площадях провинциальных городов.
В Николаеве тоже были такие оркестровые площадки. Я застал две из них. Главная была на бульваре, там, где стоит памятник адмиралу Макарову. Но стояла она не по центру, а ближе к северному краю площадки. Площадка была огорожена по периметру, крыши не было.
Площадка на БАМе | Площадка на БАМе | Площадка в парке им.Петровского | Площадка в парке им.Петровского |
Вторая оркестровая площадка сохранилась в парке имени Петровского. Она была построена по всем правилам – с ограждением и крышей. Сейчас оркестров нет, зато все пьют пиво и не подозревают, что это за башенка стоит перед ними.
Для исполнителей с мощностью меньшей, чем у духового оркестра, строились более сложные сооружения. Певец с баянистом стояли на возвышенной сцене, а за спиной у них была раковина, отражавшая звук к слушателям.
В Доме офицеров флота сохранилась танцплощадка со сферической раковиной.
Огромные оркестровые раковины были на танцплощадках в Яхт-клубе и в парке имени Петровского. Форма у них была более сложная, похожая на параболическую антенну.
Раковина в паре им. Петровского была частью концертного зала со стенами и, возможно, с крышей. Всё это было деревянным, поэтому и следа не осталось.
Раковина в Яхт-клубе сохранялась дольше, но её сожгли и на её месте устроили стоянку для яхт. О прошлом напоминает только будка для кассы и часть ограды справа. Судя по орнаменту на кассе, комплекс был построен перед Первой Мировой войной.
Ракушка за зданием ДОФа | Ракушка в Яхт-клубе | Помещение для кассы в Яхт-клубе | Католический собор с органом |
Самый мощный музыкальный инструмент – это католический храм с органом. Звук здесь создавался уже не лёгкими, а мехами, которые накачивал служка.
Слушатель сидел не снаружи, а внутри музыкального инструмента. Усилителем был корпус храма. В такт музыке вибрировали все клетки тела, и звук шел отовсюду – и снаружи, и изнутри.
Чтобы построить отличный храм, надо было соединить в одном месте гениального архитектора и гениального мастера-органиста. Гениев мало, стоят они очень дорого, поэтому храмов с хорошей акустикой мало, и слушатели едут в них со всей Европы.
Старое время кончилось, когда электричество дошло до каждого села.
В Николаевской области это произошло в начале 60-х годов прошлого века, когда в Варваровском сельмаге перестали торговать керосиновыми лампами с генераторами тока для радиоприёмников.
Андреев Сергей Федорович