От прошлого через настоящее к будущему...

Как казаки корабли скрестили …

Помните детский анекдот - Что получится при скрещивании ежа и змеи?
Два метра колючей проволоки!

А что получится, если скрестить два корабля?
Не знаете? Оказывается - "Славутич" - уникальное, единственное в своем роде судно.

В далеком 1703 году Петр I издал указ, в котором говорилось следующее - "… на ассамблеях и в присутствии господам сенаторам говорить токмо словами, а не по писанному, дабы дурь каждого всем видна была."

Сегодня в Интернете вопреки указу Петра очень много пишется, но вот дури при этом становится не меньше, а скорее наоборот.
Я с ужасом думаю о том, как наши потомки будут разбираться в том хаосе накопированного, переписанного и перепридуманного материала, который сегодня выливается во всемирную паутину бездумными «господами сенаторами».

Недавно, на одном из серьезных Интернет ресурсов, я прочитал вот такую информацию о судне, построенном в моем родном городе Николаеве, да еще и не 100 лет назад, а всего 20!

Корабль управления ВМС ВС Украины «Славутич» U510

"В 1990 году был выдан заказ "698" для специального судна, база по разгрузке и обезвреживанию атомных реакторов российских подводных лодок, отслуживших свой срок. Заложено было на Николаевской судоверфи в 1990 году, а потом работы прекратились.
Независимая Украина переоборудовала его под корабль управления. Это судно вместо того, чтобы «разряжать» атомные реакторы, занимается в первую очередь сбором разведовательной информации.
"Славутич" - уникальное, единственное в своем роде судно. Это целый завод со своей электростанцией, хлебозаводом, общежитием для сменных вахт. На судне размещается зона строгого режима, где должна идти работа над внутренним содержимым атомных реакторов. В зоне мощнейшая свинцовая защита, специальные сплавы из стали, трубы особой прокатки и высшей степени чистоты."


Прочитав всю эту ахинею, я как инженер кораблестроитель, вначале хотел написать письмо на сайт с указанием неточностей, но, кликнув на одну из ссылок в конце статьи был удивлен тем, что еще несколько серьезных сайтов переписали эту же глупость, но уже с добавлением отсебятины. Апофеозом моих поисков в Интернете стал сайт завода строителя этого судна, на котором тоже была размещена эта же статья.

Писать письма на разные сайты я не захотел, а решил на страницах «Николаевского Базара» расставить все точки над «i» в этой истории, тем более, что строилось это судно в Николаеве.
И так, давайте посмотрим, как «скрещивали» два абсолютно разных проекта при этом перевирая друг друга на все лады.

Плавбаза проекта 2020

Черноморский судостроительный завод действительно в 1990 году начал строительство заказа № 698 и даже выполнил его спуск 27 декабря 1991 года. Это действительно была плавучая техническая база проекта 2020, которая предназначалась для перезарядки ядерных реакторов атомных подводных лодок.

Проект 2020, шифр проекта «Малина», разрабатывался в ЦКБ “Айсберг», главный конструктор И.Г. Коган. Предполагалось построить пять судов данного проекта.
Головной заказ № 695 был заложен 19.04.1980, спущен на воду 5.11.1981. Старший строитель Ю.М. Куракин. После выполнения испытаний по общесудовой программе на Черном море судно сдали заказчику 1.07.1984. В апреле 1985 года в Северодвинске провели специспытания в соответствии с предназначением судна.

 

Следующие два заказа строились дольше головного. Заказ № 696, старший строитель И.А. Белый, был  заложен 14.11.1981 и сдан заказчику 12.09.1985 с опозданием от плана на целый год. А заказ № 697, после закладки состоявшийся 5.12.1986, простоял на стапеле 20 месяцев и был спущен на воду в августе 1988. В 1989 году на этом заказе работы практически не велись. В 1990 году работы возобновились, и 12.09.1990 он был сдан заказчику.

Корабль управления СЛАВУТИЧ, проект 902

ПТБ-5 и ПТБ-7 были переданы на Северный флот, а ПТБ-6 - на Тихоокеанский.

Заказ № 698 спустили на воду 27.12.1991 года, но из за отсутствия финансирования, работы на нем были остановлены, многолетние переговоры с Россией о его достройке не увенчались успехом, поэтому было принято решение о его консервации. По сей день,недостроенныя плавучая техническая база продолжает стоять у достроечной стенки Черноморского судостроительного завода.

Днищевые секции для заказа № 699 порезали в металлолом. 

 

А откуда же взялся в таком случае «Славутич» - уникальный и единственный в своем роде»?
Оказывается, он тоже строился на Черноморском судостроительном заводе, но под названием «Приднестровье», заказ № 902, который был заложен в июле 1988 и спущен на воду 12 октября 1990 года.

Это был большой разведывательный корабль проекта 12884. В 1992 году он был переименован в «Славутич», на нем был поднят Украинский флаг и 24 августа1992 года он вступил в строй с бортовым номером ССВ-189. В 1993 году номер сменили на 800, а в июле 1994 года на бортовой номер U510.Как видим, никто ничего не переоборудовал. Просто достраивали начатое.

Далее приведу технические характеристики и фотографии этих судов, чтобы Вы могли сами сравнить и сделать собственные выводы.

 

Большой разведывательный корабль
«Приднестровье» Проект 12884

Плавучие технические базы
Проекта 2020

Тактико-технические данные Тактико-технические данные
Водоизмещение, т: Водоизмещение, т:
стандартное: 4460 (Пр.12884 - 4500)стандартное: 9700
полное: 5620 (Пр.12884 - 5830)полное: 13900
Размеры, м:Размеры, м:
длина: 106,02длина: 137,8
ширина: 16,01ширина: 21,2
осадка: 6осадка: 6,8
Скорость полного хода, уз: 14,8Скорость полного хода, уз: 12
Дальность плавания: 13000 миль (14 уз)Дальность плавания: 13000 миль (10 уз)
Автономность, сут: 90Автономность, сут: 45
Силовая установка: 1х5236 л.с., дизельнаяСиловая установка: 1х2700 л.с.,
электродвигатель ПГ-112-1, 4 ДГ по 1500 кВт
Радиотехническое вооружение: НРЛС "Вайгач-У",
ГАС "Днестр" (пр.10221)
 
Вооружение: 
2 вертолета Ка-27 
2х4 ПУ ЗРК "Стрела-3" (16 ЗУР) 
2х6 30 мм АК-306 - 2000 выстрелов 
Экипаж, чел: 129 (9 офицеров)Экипаж, чел: 260
Бортовые номераБортовые номера
Славутич ССВ-189, с 02.1993 800, с 07.1994 U510
(до 1992 Приднестровье)
ПТБ-5 № 695 ПМ-63(1984), 903(2006)
Заводской № 902 ПТБ-6 № 696 ПМ-74(1985), 886(2008)
Заложен 07.1988ПТБ-7№ 697  ПМ-12(1990), 914(2010)
Спущен на воду 12.10.1990ПТБ-   № 698 ПМ-16(1993) не достроена
Вступил в строй 24.08.1992ПТБ-  не достроена

Спуск на воду БРК "Приднестровье",
12 октября 1990 года.

Заказ №698, стоит забытый
у достроечной набережной ЧСЗ, 2010 год.

Вот так, буквально два абзаца информации, о двух совершенно разных проектах специальных судов, легким кликом мышки были превращены в непонятную статью о каком то уникальном судне с фантастическими возможностями.

автор статьи: Андрей Шинкаренко

10 февраля 2011 года

Приложение к статье - фотоальбом в нашей фотогалерее - ПЛАВУЧАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ПРОЕКТ 2020, ШИФР «МАЛИНА».

Обсуждение статьи в теме "Плавбаза перезарядки ядерных реакторов" на форуме "Скамека" нашего сайта.

Новое в фотогалерее

Гаражное ТелевиденЬе Николаева

Николаевский БазарЪ на twitter