От прошлого через настоящее к будущему...

Как в Николаев инвесторов звали…

Как привлечь инвесторов в Николаев? Этот вопрос почти всегда стоял на повестке дня у «отцов города». И если сейчас технологии позволяют сделать рекламные видеоролики, в считанные секунды передать инвестору пакет документов по Интернету или устроить видеоконференцию с представителем любой страны, то каких-то сто лет назад все было сложнее.

Основатели завода «Общества судостроительных, механических и литейных заводов» («Наваль», ЧСЗ) – бельгийские и французские акционеры (фото ~ 1895 г.)Однако, отсутствие быстрой коммуникации не мешало строить судостроительные заводы с помощью французов, фабрики – с американцами и трамвайные линии – с бельгийцами.

К слову сказать, николаевцы восхищались скоростью работ под руководством иностранных специалистов, о чём с иронией писали в одном из выпусков "Николаевской газеты": «Американцы построили это фабрику за три месяца! Не то, что наши – три месяца только обсуждали бы!»

Но вернемся к "работе с инвесторами" и расскажем об одном из способов, которым привлекался инностранный капитал в Николаев.

В 1912 году городской управой во главе с А.И. Мязговским была составлена «Справка относительно экономического и финансового положения города Николаев» и переведена на английский язык для размещения в английских газетах. Одновременно справку опубликовали и в местной прессе. Обычная реклама в газетах разных стран, но это работало.

Примечательно, что в этом отчете наш город показан не только с выгодной стороны, но и освещены те проблемы, которые планировали разрешить в ближайшее время.

Примечание: фут - 0,3048 м, пуд - 16,66667 кг (в этой заметке), курс рубля к фунту - 9,45 к 1.

Николаев в экономическом и финансовом отношении

Николаев расположен в устье реки Буг (ширина самой реки колеблется между 1 и 3 верстами) и соединена с открытым морем Очаковским каналом, имеющим в настоящее время 350 футов ширины и 26 футов глубины (глубина будет в скором времени доведена до 30 футов в виду производящейся на николаевских казенных верфях постройки дредноутов и на это углубление уже ассигнованы правительством необходимые средства).

Благодаря существующим в николаевском порту ледоколам, навигация производится во все времена года и Николаев является, таким образом, ближайшим, открытым круглый год, портом для главного торгово-промышленного и горнозаводского районов страны.

Николаевский торговый порт прекрасно оборудован элеваторами, складочными помещениями и разными механическими приспособлениями для погрузки и, опередив все остальные порты на Черном море, является ныне по экспорту зерновых первым в России.

Экспорт зерновых продуктов через николаевский порт составляет:
в 1909 г. – 100755765 пудов (1669283 тонны);
в 1910 году – 113885506 пудов (1898092 тонны);
в 1911 году, благодаря постигшему Россию тяжелому неурожаю, экспорт зерновых продуктов понизился, но все же достигал 89686710 пудов (1494779 тонн).

Экспорт руды составлял:
в 1909 году 17890704 пуда (298179 тонн);
в 1910 году – 33430610 пудов (557177 тонн);
в 1911 году – 39704649 пудов (661774 тонны).

Кроме того, через Николаев вывозится большое количество железнодорожных рельс.

Общее количество паровых судов, посетивших николаевский порт, составило в 1910 году – 529 (с тоннажем в 2465000 тонн) и в 1911 году – 472 (с тоннажем в 2200000 тонн).

Город Николаев является крупным промышленным и Участники строительства плавучего дока на заводе "Руссуд"судостроительным центром; в Николаеве имеются также, как выше упомянуто, казенные судостроительные верфи, на коих строятся военные суда и в частности новые дредноуты.

Население города Николаева составляет более 120000 человек (без предместий) и непрерывно возрастает; в частности с расширением деятельности по судостроению военного флота ожидается в 1912 году крупный прилив рабочих (до 10000 человек).

Полученные от реализации ныне выпускаемого займа суммы должны быть обращены:
в сумме 297870 руб. 67 коп. (31415 фунтов) на уплату числящейся за городом недоимки государственному казначейству;
в сумме 2000000 рублей (211640 фунтов) на устройство электрического трамвая и выкуп предприятий конно-железных дорог;
в сумме 1100000 рублей (116402 фунта) на устройство канализации;
в сумме 1100000 рублей (116402 фунта) на механическое оборудование торгового порта;
в остальной сумме – на устройство новых боен, крытых рынков, расширение электрической станции и другие городские нужды.

Изменение предметов назначения сумм займа возможно лишь с разрешения министра внутренних дел.

Нине выпускаемый облигационный заем обеспечивается всем городским имуществом и всеми городскими доходами.

Имущество города заключается в следующем:
1. Принадлежащей городу пахотной и вполне удобной земли, лежащей вблизи железной дороги и торгового порта имеется 15620 десятин, стоимостью 7810000 рублей (826455 фунтов).
2. Отдельные участки земли в черте города (часть под зданиями и часть еще не застроенных) 109 дес. 370 кв.сажень, стоимостью 3987400 рублей (421036 фунтов).
3. Здания городских сооружений по действительной стоимости городу за вычетов соответственного % на погашение – 3200000 рублей (338624 фунта).
4. Городской водопровод – 1100000 рублей (116402 фунта).
5. Городская электрическая станция – 600000 рублей (63492 фунта).
6. Движимое имущество – 100000 руб. (10582 фунта).
Итого – 16797400 рублей (1777491 фунт).

Когда будут готовы те новые предприятия, для устройства коих ныне выпускается заем, то стоимость городского имущества возрастет до 25 миллионов рублей (2645500 фунтов).

Стоимость недвижимого имущества, принадлежащего в городе частным собственникам, определяется на январь 1912 г., ценою в 150 миллионов рублей (15767194 фунта).

Доходы города Николаева составляли:
В 1909 году – 1155033 руб. 30 коп. (122226 фунтов).
В 1910 году – 1228863 руб. 14 коп. (130038 фунтов).
В 1911 году – 1307576 руб. 64 коп. (138368 фунтов).

В текущем 1912 году городские доходы, согласно предварительной смете, имеют составить 1448345 рублей 69 копеек (153264 фунта).

Предполагаемые доходы от тех новых сооружений и предприятий для устройства коих реализуется облигационный заем, будут состоять по самому минимальному расчету на первое даже время ежегодно не менее 743540 рублей (78682 фунта), т.е., сами по себе с избытком покроют ежегодные обязательства города по уплате процентов и погашения по заключенном ныне облигационному займу.

Задолженность города составляет всего 3031553 руб. 73 коп. (320799 фунтов) (помимо ныне выпускаемого облигационного займа).

Никакой новый заем не будет выпущен городом Николаевом без согласия контрагентов по новому займу ранее истечения 5 лет со дня выпуска этого займа.


До 1917 года Николаев успел реализовать задуманное. Потом наступило другое время и снова были решены поставленные задачи. Теперь пришел наш черед. У нас всё получится, по-другому не может быть - доказано историей.

Заметку подготовила: Светлана Крыщенко.

Оставить комментарий

Николаевский БазарЪ на twitter