От прошлого через настоящее к будущему...

История пятая: о врачебном шарлатанстве или душераздирающих нравах начала 20-го века

Реклама в николаевской газете "Трудовая копейка"После того, как 17 октября 1905 года император Николай Второй даровал народам империи некоторые свободы, народ не преминул этим воспользоваться. И вот что из этого получилось.

На глазах у всех, среди белого дня, бесцеремонно и жестоко стал эксплуатироваться больной человек. Из-за дня в день в газетах и журналах стали появляться широковещательные объявления о новоизобретенных средствах и приборах, якобы излечивающих быстро и радикально наиболее тяжелые болезни, требующие для лечения или облегчения страданий заболевшего продолжительного воздействия средств научной медицины. Речь чаще всего шла об излечении, чахотки, сифилиса, гонореи, половой слабости, рака, запоя и прочее.

Охота на карман больного велась умело и настойчиво. 

С целью воздействовать на публику авторитетом высшего медицинского учреждения, средства эти проводились через медицинский совет в качестве невинных полосканий для зубов, косметических препаратов. Затем, уже с подзаголовком "с разрешения медицинского совета" их восхваляли в качестве чудесных средств против одной из выше перечисленных болезней (так было, например, с индийским бальзамом Аврахова).

Для более успешного улавливания публики объявители возвещали, что средство вышло из "лабораторий", обыкновенно никому неведомых (такими были, например, лаборатория "Кальтоко", нью-йоркский институт знаний), к средствам пристегивали имя не существующего профессора или доктора (например, французский доктор факультета (!), Маркони, профессора Бибер, Вагнер).

Текст рекламы украшался сообщением, что средство это выпущено в обращение "после целого ряда научных исследований", "после долговременного испытания в клиниках и больницах", хотя ни одного научного сообщения об этом средстве не имелось, ни одного испытания в клиниках и больницах с ним, естественно, не было сделано.

Далее в рекламах шли отзывы "князей, врачей, фельдшеров, священников, атаманов и артистов, восторженные благодарности не существующих пациентов. 

Появлялись в огромном количестве мнимые поставщики двора Его Императорского Величества.

Стремление объявить якобы научно свои средства обнаруживают лишь крайнее невежество и безграмотность изобретателей, рассчитывавших на невежество и легковерие публики. Здесь и рисунки чудовищных бацилл в виде скорпионов, здесь и сообщения, что "данное средство превращает хрящ в мясо", что "от пускания капель в глаза, последние делаются чище и дальновиднее" и т.д.

Рекламный текст в обязательном порядке "предостерегал" публику от подделок и наставлял требовать препарат непременно в оригинальной фабричной упаковке, в коробках с разноцветной бандеролью, снабженных "фирменным" именем, портретом изобретателя или № свидетельства.

Газеты во весь голос призывали начать систематическую борьбу с этим злом и продолжали в изобилии печатать объявления о вновь изобретенных лекарственных средствах и приборах.

Читаешь старые газеты и журналы, и завидуешь нашим предкам, что у них не было телевидения.

А до создания Николаевской государственной инспекции по контролю качества лекарственных препаратов, оставалось примерно девяносто лет.

Владимир Никольский

Реклама в николаевской газете "Трудовая копейка"

Этот день в истории Николаева:

Даты до 1917 года указаны по старому стилю

1897:

Открытие конно-железной дороги анонимного общества между базаром и военным рынком

1909:

Освящено здание С.-Петербургского международного банка

Николаевский БазарЪ на twitter