История первая: первый аптекарь или история с доносом
К сожалению, имя первого николаевского аптекаря осталось в анналах истории отнюдь не из-за особого фармацевтического таланта или еще каких-либо самоотверженных дел на благо народного здравия.
Имя этого аптекаря, немца по происхождению - Дрейер Дитрих Герберт. Жил он во 2-й половине ХVIII в. В конце 80-х годов 18-го века был прислан медицинской комиссией в Елисаветградскую аптеку. В 1788 году по приказу Г.А, Потемкина он был отправлен в Витовский госпиталь, построенный в этом же году для приема раненых из-под Очакова. Здесь Дрейер стал работать в аптеке при госпитале. И работал весьма успешно на пользу своего кошелька. Дрейер приторговывал и поворовывал до тех пор, пока ему не устроил ревизию начальник госпиталя Данило Самойлович.
Выявив факты хищения и обман, Самойлович хотел, было выгнать его из госпиталя. Дрейер зарекался и божился не обманывать впредь, прося о прощении, давал обет использовать свои знания на пользу только государства Российского и т.д. Время было трудным и в госпиталь поступало много раненых воинов. Самойлович, будущий д-р медицины, член медицинской коллегии и многих иностранных академий, хорошо разбирался в страшных человеческих болезнях, но, видимо плохо разбирался в людях.
Он отложил изгнание или наказание аптекаря до более спокойного времени. И ошибся. Ибо, аптекарь-немец не только не перестал воровать, но и стал писать доносы на начальника госпиталя. Одним из козырей доносчика было обвинение доктора в "вольтерьянстве". В результате чего последний был уволен из госпиталя в сентябре 1790 года.
После этого доктор Самойлович, оставшись без средств к существованию, уехал в Очаков.
Добившись своего, Дрейер продолжал работать, но лишь до 1792 года, когда опять открылись факты его воровства. Вот тогда, начальство и узнало об истинных причинах доносов на известного доктора.
Что же Самойлович? Не у дел он пробыл лишь до 1792 года. В 1793 году на территории Екатеринославской губернии был учрежден ряд приморских карантинов. Руководство ими и было возложено на доктора Самойловича.
Владимир Никольский