24 лютого 2022 року о 4-й ранку РФ почала бомбити Україну

Имя в истории: Феодосий Каминский

Ф.Т. Каминский В нынешнем году мы отмечаем столетие нашего краеведческого музея, поэтому уделяем много внимания людям, которые стояли у истоков его создания или трудились на первом этапе. Директор Феодосий Каминский занимает в николаевской истории особое место... – О Каминском мы беседуем со старшим научным сотрудником Натальей Михайловной Гаркушей. – В августе 2013 года исполняется 125 лет со дня рождения Феодосия Тимофеевича и 35 лет со дня его смерти (в октябре). Господь одарил этого человека очень странной, трагичной судьбой, однако в придачу наделил долгой, плодотворной жизнью длиною в 90 лет.

Всего шесть лет (с 1923 по 1929-й) работал Феодосий Каминский в должности директора Николаевского историко-археологического музея, но успел сделать столько, что иному руководителю за десятки лет выполнить не под силу. Во-первых, он был археолог от Бога (получил образование в Петербургском археологическом институте) и много времени проводил на раскопках в Ольвии. Он добился, чтобы ольвийские находки оставались в Николаеве, а не только пополняли столичные музеи. С его участием в начале 20-х годов прошлого века сформировалась интереснейшая, разнообразная ольвийская коллекция, которая по сей день является украшением нашего музея и находится в числе лучших античных коллекций Украины.

А еще он добился, чтобы в 1929 году музей переехал в новое помещение – на один из этажей гауптвахты, ибо в старом доме Заславского было совсем уж тесно.

Человек разносторонних интересов, Феодосий Тимофеевич увлекался историей казачества, изучал старые погосты, историю церквей, тщательно исследовал старые городские постройки. И при этом отчаянно боролся за сохранение исторических памятников. В одиночку или с участием музейных сотрудников (штат состоял всего из двух человек) работа по сохранению истории была невозможна. И тогда он создал «Общество друзей музея». В него входили люди разных возрастов и профессий: преподаватели, студенты, заводские рабочие, жители сельской местности. Это были единомышленники, и цель их была благородна: изучать историю, пополнять музей экспонатами, оберегать исторические памятники.

Феодосий Каминский любил людей и очень дорожил такими «живыми документами», как свидетельства очевидцев. В его архивах сохранились записи многочисленных бесед с горожанами – свидетелями иных времен. Среди них – участники Крымской войны и боя десантников при освобождении Николаева в 1944-м; горожане, присутствовавшие при разрушении могилы Фалеева в 1936-м, видевшие казнь пионеров-партизан в годы Великой Отечественной, и т.д. После смерти Каминского его личные архивы вошли в состав архивов музейных, и до сих пор сотрудники используют эти бесценные документы, воспоминания при изучении края, города и биографии нашего музея.

В жизни самого Феодосия Каминского война была только одна – Первая мировая. Он ушел добровольцем на фронт, четыре раза был ранен. Воевали и два его брата – Степан и Алексей. «Подпоручик Алексей Тимофеевич Каминский убит в штыковом бою на 24-м году жизни». Скромная эпитафия выбита на черном мраморе памятника, сохранившегося на старом николаевском некрополе, в секторе воинов Первой мировой. Молодые люди шли в бой, не боясь положить жизнь на алтарь Отечества...

А еще были в биографии Феодосия Каминского 20 лет лагерей и ссылок. Первый арест, 1920 год. Обвинение: состоял в добровольческой армии. Благодаря ходатайству знаменитых ученых-историков страны, тюрьмы удалось избежать.

1929 год, второй арест. Обвинение: является членом организации «Спілка визволення України» (кстати сказать, никогда не существовавшей, «придуманной» чекистами). Приговор – 5 лет лагерей. Место заключения – Дальний Восток.

Вернулся из лагеря в 1933-м, но в Николаеве жить не разрешили. Феодосий Тимофеевич поселился в Запорожье, работал в проектном отделе завода «Запорожсталь» и параллельно «раскапывал» Хортицу. А в 1937-м был арестован снова. Десять лет провел за решеткой в Никополе, потом был отправлен в Северный Казахстан.

Великая Отечественная война незаметно прошла мимо него. Советская система не дала возможности «врагу народа» положить жизнь на алтарь Отечества. Дома, в Николаеве, он оказался только в 1954 году после реабилитации.

Спустя 30 лет Феодосий Каминский снова стал работать в своем родном музее, у истоков которого стоял когда-то. Этот счастливый период У памятника Ф. Каминскомуего жизни составил всего-навсего четыре коротких года. А потом старший научный сотрудник Каминский по состоянию здоровья ушел на пенсию, но продолжал активную деятельность: писал статьи по истории и краеведению (около 100 публикаций), водил экскурсии, выступал в защиту исторических памятников.

В последние годы жизни Феодосий Каминский был одинок. Сын жил во Львове, жена умерла. Однако настолько крепкими оказались его духовные связи с коллективом краеведческого музея, что музейщики еще 20 лет, до самой кончины, помогали Каминскому, поддерживали с ним дружеские отношения. Воспоминания о старике по сей день живы среди сотрудников краеведческого музея, которые лично знали этого необыкновенного человека... воспоминания самые светлые, самые теплые. И тем горше сегодня звучит заключительный аккорд, повествующий о последнем дне его жизни.

Конечно, он не мог не быть коллекционером. И однажды позарились подонки на скромные коллекции Феодосия Тимофеевича: монеты, несколько картин, написанных и подаренных друзьями и близкими. Вот и вся пожива, из-за которой убили Человека.

***

- Мы очень рады тому, что в Николаеве нашелся горожанин, который поддержал нашу инициативу и помог созданию нового памятника на могиле Феодосия Каминского, – сказала в заключение Наталья Гаркуша. – Этот горожанин – Михаил Иванович Кондратьев. Сегодня имя Каминского затерялось в тени других, более ярких исторических имен. Это несправедливо. Феодосий Тимофеевич достоин того, чтобы жить в памяти современников и всех грядущих поколений николаевцев.

Автор статьи: Наталья Христова

Фото автора

Источник: http://www.vn.mk.ua

Поделиться:

"Городянин року"-2017

"Николаевский БазарЪ" в спецномінації "Літопис Миколаєва" Горожанин года

Нове у фотогалереї


Ігор Гаврилов вийшов із колу живих. Ми втратили близького друга, а Миколаїв - найкращого історика та генеолога. В історії міста не було таких людей і, мабуть, не буде.
Спасибо за многолетнюю Дружбу, Игорь... Усі статті Ігоря на нашому сайті

Николаевский БазарЪ на twitter