Из истории Николаевской таможни
Самые первые письменные свидетельства о таможенной службе на территории Николаевской области и вообще на территории современной Украины содержатся в документах древней Ольвии, останки которой ныне находятся недалеко от села Парутино Очаковского района.
Основание Ольвии (в 545 г. до н. э.) способствовало стремительному развитию торговых отношений между Прибужьем и Элладой (Грецией). Ольвийское государство превращается в настоящую таможню древнего мира, более того, находясь на основных торговых путях, она становится одной из наиболее прибыльных.
Дальнейшие сведения о существовании таможни на Николаевщине относятся к XV веку, когда литовский князь Витовт после сражения с монголо-татарами обосновался на берегах Южного Буга и основал таможенные заставы.
В самом же Николаеве таможенная застава была создана в ноябре 1793 г. Входила она в Одесский таможенный округ и подчинялась Коммерц-коллегии. К сожалению, данных о зарождении и первоначальном развитии торговли в Николаеве сохранилось крайне мало. И вообще, до открытия в 1862 г. Николаевского коммерческого порта для иностранных судов, торговля велась исключительно для нужд Адмиралтейства и жителей города и наряду с судостроением была занятием второстепенным.
Так, по данным 1860 г. обороты по хлебной торговле составляли около 1 700 000 рублей. Хлеб скупался на местных базарах, частично доставлялся в магазины (склады) и шел на нужды города, а частично отправлялся на каботажах в Одессу. Вся экспортная торговля николаевским хлебом осуществлялась в то время исключительно через Одесский порт, которому еще в 1817 г. Александр I присвоил статус свободного порта.
В отличие от одесского, николаевский порт в 20-х гг. ХІХ в. по решению правительства получает «значение исключительно военного порта». Следует отметить, что это решение соблюдалось настолько строго, что не только иностранные суда не допускались в николаевский порт, но и приезд иностранцев в Николаев был затруднен, поэтому ни о какой экспортной торговле не могло быть и речи.
Однако, несмотря на довольно слабые темпы развития николаевской торговли, и отсутствие экспортной торговли в начале ХІХ в., таможенная застава полностью оправдывала себя. Во-первых, функции таможни в то время были гораздо шире, чем сегодня. Так, Пограничная стража являлась лишь одним из подразделений органов таможни. Во-вторых, николаевская застава несла ответственность за довольно большую территорию, охраняя как внешние, так и внутренние таможенные границы. Дело в том, что вся Российская Империя была разделена множеством таможенных барьеров, и беспошлинное перемещение любых товаров через них (например, из Крыма или Бессарабии во внутренние губернии страны) рассматривалось как контрабанда.
В 1860 г. должность Николаевского военного губернатора занимает генерал-адъютант, адмирал Богдан Александрович фон Глазенап. Именно благодаря его усилиям было положено начало экспортной торговли в городе Николаеве.
В министерствах к его ходатайству об открытии Николаевского порта для иностранных судов отнеслись с традиционным предубеждением. Так, в отзыве от 23 ноября 1860 г., министерство финансов, высказавшись против идей фон Глазенапа, запросило мнения министерства иностранных дел по этому вопросу. Последнее же в свою очередь ответило так: «До тех пор, пока на России лежит обязанность допускать в порты свои по берегам Чёрного моря иностранных консулов, желательно, чтобы наше правительство, по собственному побуждению, не размножало таковых местностей, и что это соображение может быть подчинено лишь положительному убеждению, что при открытии Николаевского порта произойдут осбенно-значительные выгоды для нашей торговли».
Здесь же встречаем сведения о существовании и работе отделения таможни в городе Николаеве – в своем ответе министерство финансов отмечало: «… Торговля в Николаевском порте всегда производилась в самом незначительном размере, так что таможенные сборы николаевской заставы 1849–1859 гг. составляли в средней сложности лишь 75 рублей в год».
Однако, по соглашению с морским министерством и министерством иностранных дел, министерство финансов дало указание: «для оживления нашей отпускной торговли в лиманах необходимо открыть для иностранных судов порт Херсонский, а затем в Николаеве учредить таможенную заставу для каботажных судов и для надзора за иностранными судами, что бы они не заводили контрабанду в Николаев».
Несмотря на то, что три министерства были против открытия Николаевского порта для иностранных судов, адмирал фон Глазенап представил свой проект великому князю Константину Николаевичу, от кого и получил разрешение на воплощение своей идеи. И уже 17 апреля 1862 г. в Николаеве на имя исполняющего обязанности губернатора была получена следующая телеграмма: «Генерал-адмирал приказал сообщить телеграммой, что 10 апреля состоялось Высочайшее повеление открыть николаевский порт с 1-го июля сего года для иностранных судов и учредить в нем таможню первого класса. Объявите думе».
1 июля 1862 г. Николаевский коммерческий порт был открыт для иностранных судов. В связи с этим в городе создается таможня, учреждаются иностранные консульства.
Со временем, по отчетам таможни, Николаевский коммерческий порт становится третьим в Российской Империи (после Петербурга и Одессы) по объему вывоза товаров. Основными экспортными товарами были: хлебные грузы, марганцевая и железная руда.
Однако, несмотря на заметный рост николаевской экспортной торговли и повышение значения Николаева как торгового города он был крайне не благоустроен. Так, городское общественное управление путей, сознавая настоятельную потребность в мостовых и не имея своих средств, ходатайствовало перед правительством об учреждении полукопеечного сбора с каждого пуда отправленного груза для устройства мостовых и улучшения портовых сооружений.
18 декабря 1879 г. город Николаев (а также Таганрог, Мариуполь, Бердянск и Севастополь) получил Высочайшее разрешение: с 1 января 1880 г. «взимать в пользу города полукопеечный сбор со всех зерновых грузов и других товаров, вывозимых из Николаева за границу, для улучшения мостовых в Николаеве, впредь до окончания исполнения этих работ». Сбор разрешалось производить с любого груза, кроме леса, вывозимого из Николаева.
Как отмечал Г. Н. Ге, с 29 марта 1880 г. средства Николаева начинают быстро расти – город начинает пользоваться Высочайше разрешенной привилегией по полукопеечному сбору. Всего с 1880 по 1889 гг. сумма сбора достигла 1 164 892 руб. 50 коп.
Что касается расходования этих средств, то большая их часть, конечно, шла на замощение порта (200 000 руб.), на работы в порту (72057 руб. 46 коп.), однако, определенная доля (12 885 руб. 90 коп., что составило 1,24% от всех расходов с полукопеечного сбора) отчислялась на вознаграждение чиновникам таможни (сборщикам).
Помимо указанного полукопеечного сбора Портовая таможня взимала: ластовый (по 10 копеек с каждого ласта вместимости судна), якорный (по 7 копеек с каждого ласта), и сбор за выгрузку-нагрузку судов (по 1 копейке с четверти и десятипудовой тяжести). Так, в 1888 г. от этих трех сборов в доход города поступило 89 551 руб. 09 коп. А в 1898 г. общий доход от таможенных сборов составил 612 094 руб. 72 коп. золотом.
В начале ХХ века Николаевский порт становится одним из крупнейших на Черноморском побережье по вывозу хлеба, руды и угля. С 1902 по 1911 гг. через него прошло 13,7% общего количества экспорта хлеба в России. «По размерам вывозной хлебной торговли Николаев обогнал Одессу и стал первым в империи. В 1907 году общий грузооборот порта определялся в 98 млн. пудов из которых 22 млн. относилось на долю руды». Однако, с конца июля 1914 г. торговое мореплавание и вывоз хлебопродуктов за рубеж прекращается вследствие начала военных действий. А с событиями 1917 г. хлебная торговля прекращается вовсе , следовательно, порт теряет большую часть экспортных товаров. Николаевская таможня переходит в новый этап своего развития.
Таким образом, мы видим, что в Николаеве таможня была создана намного раньше, чем принято считать. Судя по данным о ее первоначальной работе, она не играла значимой роли ни для города, ни для казны.
Даты официального создания таможни в Николаеве считается день открытия коммерческого порта (1 июня 1862 г.), и образования при нем таможни 1 класса 2 разряда. Причем, согласно приведенным документам, указание на необходимость образования таможенной заставы поступило раньше, разрешение открыть Николаевский порт для иностранных судов.
С появлением в городе иностранных судов, консулов, иностранцев начинает развиваться экспортная торговля и таможня начинает полноценную работу, а к ее и без того широким полномочиям добавляется еще обязанность по оформлению судов загранплаваний, в том числе иностранных.
Одним словом, Николаевская таможня, выполняя свои непосредственные функции, была не только правоохранительным органом, пограничной заставой, но и сборщиком средств на благоустройство города Николаева.
Автор статьи: Андрей Павлюк