Из жизни чабанов Николаевщины
Кроме земледелия, на Николаевщине всегда занимались животноводством и, в частности, выращиванием овец. Труд чабанов был тяжелый, трудный.
Пасти овец в летний зной и в осеннее ненастье было нелегко, требовалось почти круглосуточно быть на ногах. 3 раза в день подоить овец, уметь их лечить (особенно раны полости рта), уничтожать вредных насекомых на овцах, обрезать им копыта, производить стрижку весной и многое другое - это должен был уметь каждый чабан. Каждый чабан был немного ветеринаром и метеорологом, пекарем и музыкантом. Сильные, трудолюбивые, выносливые люди - вот кто такие настоящие чабаны.
Автору статьи знакомы некоторые стороны жизни, быта и обычаев чабанов, потому что он сам в 1925-1927 гг. по 1-2 месяца участвовал в перегоне стад из Бобринецкого района Кировоградской области в с. Касперовку Новоодеского района Николаевской области.
Овец содержали в кошарах, где были хорошие пастбища и источники воды.
Одна из первых была построена еще в 1814 г. у долины Цыганка (у с. Касперовка). Площадь ее была в виде эллипса 30x20 м до 500 кв.м на 200-300 голов. Огораживалась она забором из бутового камня высотой до 2-2,5 м. Половина поля кошары мостилась плитами, туда в дождливое время загоняли овец (грязь и навоз было легче убирать).
С южной стороны кошары строили ломик из бутового камня из 3 комнат: кухни, спальни и кладовой. В спальне муровали 2-3лежанки высотой 0,7-0,9 м, на них спали чабаны. Потолка не было, крыши были низкие, полукруглые, делали их из бревен, на них укладывали жерди, скрепляли их раствором глины.
У ворот кошары строили также баню, где стирали одежду, туалет. С внутренней стороны кошары сооружали под одной крышей с домиком, где жили чабаны, крытые помещения для доения овец – навесы с козырьком. Навес поддерживался деревянными столбами. На крышу из бревен укладывались снопы камыша или хвороста. Сверху крышу укрепляли, связывая с нижними жердями просмоленной веревкой. Посередине кошары рыли канаву, стенки и основание которой обкладывали плитами из ракушечника, она служила для стока нечистот. Попасть в кошару можно было через ворота, сооружали их из толстых бревен длиной 3-4 м, высотой 1.5-2 м. Такая кошара (полунакрытого типа) была в с. Касперовка.
Обязательно рядом с кошарой вырывали пруд-канавку. Строили их в ложбинах, где были хорошие пастбища, а подземные воды залегали далеко, рыть глубокие колодцы было не под силу. Поэтому делали эти мелководные пруды, они быстро прекращали свое существование из-за фильтрации вод в землю и ее испарения. Для образования водоема ручей перегораживали плотиной, землю возле плотины копали до 2-3 м, глубиной и длиной 20-30 м шириной 6-8 м. Основание и стенки обкладывали водонепроницаемой глиной или плитами ракушечника. Объем воды 270-700 куб.м обеспечивали отару овец в 100-300 голов в летний период времени.
Для поения овец делали длинные деревянные корыта 5 м длиной. Для подачи в них воды строили "журавли" или барабан из бревен, часто воду набирали и вручную ведрами. Невдалеке от плотины строили кошару-загон, забор ее был из хвороста, камыша. Здесь же было крытое помещение для доения овец. Для прохода овец на доение служила калитка из жердей. В переходах стояли скамейки для дояров. Вокруг кошары сажали деревья – вербу, дуб, а плодовые – редко.
Одним из основных инструментов чабанов была гирлыга - палка, внизу к ней прикреплялся крюк проволокой или ремнем, сверху к палке при необходимости проволокой прикреплялось холодное оружие – нож или заостренный прут.
Гирлыга служила оружием защиты и нападения против волков, лисиц, а также грабителей. С помощью гирлыги ловили овец, а из 3 гирлыг делали курень, накрывали его бурками или тулупами в ненастную погоду. Служила она также основным учетным документом, с помощью нанесенных на ее поверхность меток и знаков.
Наверху гирлыги первым знаком обозначался символ чабана, музыкальный инструмент, на котором он играл: скрипка, гармошка свирель, свисток. Под символом наносился шифр чабана - круг, треугольник, ломаная линия и т.д. По шифру чабане опознавали, какой чабан пасет этих овец (фамилия его и из какого он села). Ниже шифра по периметру вырезали кольцевые канавки, в промежутках 4-5 см, сколько было хозяев овец, столько и промежутков.
В начале каждого промежутка вырезалось графическое изображение не фамилии, а уличного прозвища хозяина: Кочерга, Верба, Шило, Долото, Решето, Пень и др. Этим шифром метили овец хозяина, он выщипивался на ушах овцы. Количество овец каждого хозяина обозначалось на гарлыге рядом с шифром: единицы, десятки, сотни обозначались определенными штрихами. Количество читалось снизу вверх: например, Кочерга имел 1 овцу, Верба – 12, Журавль – 14 и т.д.
Плату за уход за овцами чабан брал весной ягнятами, взрослыми овцами хозяева чабану не платили. По договору чабан обычно за выпас десяти овец брал одного ягненка. За то, что чабан доил овец и делал брынзу, хозяева ему не платили. Устанавливалась норма на овцу, после ее выполнения чабан удой забирал себе. Хозяева рассчитывались с чабаном не только ягнятами, но и деньгам, зерном, продуктами.
У чабанов были копии гирлыг, которые, как любой документ, хранили 4-5 лет и можно было по ним восстанавливать прошлое отары.
Чабаны одевались в каракулевые шапки, белые бурки, постолы, суконные белые онучи, подпоясанные длинными ремнями. Каждый имел при себе гирлыгу, нож, огниво, кремень, кресало, кисет с табаком. Рядом с ними были подпаски. В каждом дворе их принимали радушно, расплачивались за выпас сразу.
Первую отару угоняли на пастбище в конце апреля - это были бараны, в середине мая выгоняли дойных овец с ягнятами. Гнали овец чабан с подпасками и обязательно с собаками. В начале июня чабаны производили стрижку овец, тогда же осматривали и обрезали копыта.
Распорядок дня был однообразным. Просыпались чабаны рано. В первую очередь поили овец, доили овец, завтракали и гнали отару на пастбище. Отары пасли помощники с собаками. Отары уходили на 3-5 верст от водопоя, а к обеду возвращались на водопой. Поили овец в любую погоду. Если ливень настигал их на пастбище, то овец выгоняли на возвышенность или к кустарникам, если они были. Собаки быстро сгоняли овец в круг. В хорошую погоду по вечерам чабаны затевали концерты, играли на разных музыкальных инструментах и пели любимые песни.
Если в кошаре что-то случалось (нападали волки, заболевал чабан, болели овцы), то в село посылалось с помощью специально обученных собак уведомление о несчастье. Это могла быть ветка со значками или нитка с узелками. Обычно было 5 ниток, узелок на 5 нитке, завязанный возле связки, обозначал несчастный случай с человеком, 2 узелка там же обозначали болезни овец, 1 узелок посередине обозначал бедствие от непогоды, один узелок, повязанный вверху, обозначал нападение хищников. 2 узелка, завязанных в конце обозначали нападение грабителей. Нитки привязывали к ошейнику собаки и приказывали нести в село.
Связные собаки бегали быстро, расстояние в 6-8 км они пробегали за 30 мин. Получив уведомление, поселяне быстро расшифровывали его и спешили на помощь. Уведомлениями чабаны пользовались примерно до 20-х годов XX ст.
Все эти сведения были получены автором в с. Новопетровское, Новошмидтовка, Касперовка в 1976 г. у еще живых тогда чабанов П.М. Косинчук, Е.Т. Пощенко и последнего чабана общественной отары Зиновия (фамилии, к сожалению, не помню).
Обработанные автором данные наглядно показывают как трудились, жили наши предки-чабаны.
Автор статьи: Чабанов Иван Григорьевич, краевед (Николаев).