24 лютого 2022 року о 4-й ранку РФ почала бомбити Україну

Записки юного археолога

От рассвета до заката
лучший друг – моя лопата.

Все мы знаем, что наука история состоит из многих вспомогательных дисциплин. Одной из таких, причем, далеко не маловажной, является археология. Не так уж давно мне выпала возможность познакомиться с ней поближе.

Началась вся эта эпопея ещё в моей школе. Посреди классного часа в кабинет заходит мужчина (в будущем – мой руководитель, но кто ж тогда об этом знал): "На базе вашей школы открывается археологический кружок". Я восторженно думаю: "Ух-ты, круто! Должно быть интересно, надо пойти!".

В итоге: масса теории, три кучи рассортированной керамики, конкурсы, и – аллилуйя – экспедиция!

Копать мы поехали на Викторовку–I. Если коротко – античное греческое святилище VI–III в. до н. э. Про него, конечно, можно много чегоРаскопки Викторовки–I написать, но не сейчас.

Коротко о процессе: можете представить себе огород 10х20м, который надо засадить картошкой на глубину 2-х метров? Вот и я не могла… до экспедиции. Только у нас был не огород, а раскоп, который нужно закончить за две недели.

Не знаю, хорошо это или плохо (наверно всё-таки плохо, как минимум – обидно), но половина раскопа оказалась пустой. Но, зато, что мы нашли во второй половине! Одних только вырезанных в глине ступеней достаточно, чтобы восхититься Викторовским святилищем. Но на этом греки не остановились – по дну ямы вдоль обрыва идут две траншеи, предназначение которых для нас всех оказалось загадкой, а если уж начать описывать все находки, то статья превратится в научную монографию.

Экстрима, на самом деле, тоже хватало. Топор без предупреждения слетал с топорища, и траекторию полета предугадать было невозможно. Пилу сломали в первый же день. Не уложились в две недели – остались еще на два дня докапывать, причем в темпе "от работы дохнут кони, ну а я бессмертный пони", и т.д., и т.п..

На протяжении всей экспедиции начальником ведётся полевой дневник. Вероятно, для получения опыта и практики, это дело было поручено мне и ещё нескольким людям. Мы все это указание успешно проигнорировали. А недавно я задумалась, а что если бы я писала этот дневник и что бы из этого вышло?

Дневник юного археолога

День 1: Заехали. В дороге чуть не завалило сумками. Автобус по размытой дороге не прошёл – перетаскивали вещи на себе. Два часа разбиралась с палаткой. Разметили раскоп. Неужели это всё придется раскапывать?! Surprised Меня почему-то назвали Никитой. В целом, неплохо.

Раскопки Викторовки–I. Приезд.Раскопки Викторовки–I

День 2: С каждой лопатой мысль "пусть сами столько копают" приносит всё больше удовольствия. Находок – ноль. Сгорели ноги. Быстрее бы дежурить.

День 3: Копаем. Находок нет. Ночью в лагере было слышно чьё-то бормотание, кажется, кто-то искал во сне лопату.

День 4: Копаем. Находок нет. Сломали лопату. Но ничего – завтра дежурство – можно будет отдохнуть.

День 5: И кто придумал эти дежурства? Чинила умывальник. Ножей не хватает. Решили налепить вареников. Ходили по селу, просили молоко и яйца. Пока вернулись в лагерь, яйца побили. Лучше б покопала.

День 6: Почему вокруг меня столько глины? Выяснилось, что всё это время копали пустое место. Сломанная тачка противно скрипит по мозгам. Наконец-то появляется керамика. Первый раз назвали "каторжанами".

Раскопки Викторовки–IРаскопки Викторовки–I

День 7: Сегодня голыми руками убила огромного паука. Остальные насекомые вообще перестали волновать. Поняла, что все шутки про самоотваливающуюся грязь вовсе не шутки. А как иначе, если 10 человек одновременно кидаются землей?

День 8: Будем делать лепную керамику. Хоть какое-то разнообразие. Набрали глины, залили водой. Ждём пока отстоится.

День 9: Копаем. Керамика. Керамика. Черепушка какого-то неизвестного животного. Опять керамика. Вместо глины для лепки какая-то бурда. Ждём.

День 10: Греки – ненормальные. Зачем в посуде трава и камни?! Сломала ножницы о траву. Отбила палец пока дробила ракушки. Лепить всё ещё рано.

День 11: Попробовала лепить. Мда… Как они это делали?! Получившееся изделие выглядит пугающе. Сегодня начала подозревать, что среди нас есть симулянт.

День 12: Симулянт – Толик "Мозг". Ленивый, но "Мозг". Систему "у меня, наверное, температура" надо взять на заметку, но немного усовершенствовать. Или доказать, что "36,4 – это много". Дима утопил очки, все время щурится. Теперь такое ощущение, что он подозревает всех в заговоре. Сказали, что завтра будут посвящать в археологи.

День 13: Сегодня смотрели раскопы черных археологов. Перекапывают просто варварски. Вечером достоялось долгожданное "Посвящение". Никогда не думала, что мне наденут на голову казан и будут стучать по нему лопатой.

Раскопки Викторовки–I. С гитарой у костра - археолог Александр Смирнов. Посвящение автора записок в археологи под руководством Александра Смирнова и Дениса Бондаренко

День 14: Не успеваем всё выкопать. Симулянт Толик не выдержал, уехал. Забыл майку. Удобная. Пошел дождь. Упала в грязь. Оказывается, майкой очень удобно вытирать затопленную палатку. Полезная вещь, оставлю себе.

День 15: Поставили дежурить. Не захотела. Пытались меня выругать. Не получилось. Полдня засыпали раскоп. Расстроилась – сначала столько выкапывать, а потом взять и самим же закопать. Андрюша, в сердцах, закопал очки. Через час пожалел. Учились чертить раскоп. Нашла линейку, потерянную в марте в Николаеве. Обрадовалась.

Раскопки Викторовки–IРаскопки Викторовки–I

День 16: Уезжаем. Разобрали лагерь. И как мы всё это будем вывозить? Автобус сломался в Рыбаковке. Ждём час. Пошел дождь. Ждём два часа. Дождь кончился. Холодно. Ждём четыре часа. Приехал. Странно, но всё поместилось! Все спят. На меня опять сползают сумки. Приехали. Такое впечатление, что на Николаев напали вампиры и все вокруг бледные. Чувствую себя негром. Душ, душ, нормальный душ!

* * *

Если вдруг вы подумали, что мы там только и занимались тем, что смеялись и "огород начальнику каторги" копали, то я скажу, что нет. За две недели я научилась пользоваться нивелиром, разбивать и чертить раскоп, отличать материк от обычной земли, изготавливать лепную керамику и многое другое. Все равно в таком небольшом объеме невозможно передать массу неповторимых впечатлений от новых знакомств, вечерних посиделок у костра и песен под гитару – это нужно только попробовать.

В общем, археология – наука интересная и весёлая. Ведь раскопать археологический объект и выбрать из него находки – это только малая часть работы археолога. За ней следует долгий и кропотливый анализ всего найденного. Нам нужно обработать полевую документацию, описать, продатировать, зарисовать и сфотографировать находки, проанализировать все найденное.

Результат стоит потраченных усилий. Ведь, в конце концов, мы сможем оживить то, что раскопали. Груда обломков керамики и орудий труда расскажут нам много нового и интересного об укладе жизни, занятиях, торговых связях, верованиях и традициях людей населявших наши земли две с половиной тысячи лет назад.

И сделать все это нужно до следующего года, когда можно будет опять копать, искать и снова анализировать.

Мой рюкзак уже собран… Wink

Автор записок: Даша Гембержевская.

Отдельная благодарность руководителям экспедиции, студентам истфака "Сухомлинки" и всем остальным, кто принимал участие - за неповторимую атмосферу, опыт и возможность использовать фотографии экспедиции.

Поделиться:

"Городянин року"-2017

"Николаевский БазарЪ" в спецномінації "Літопис Миколаєва" Горожанин года

Нове у фотогалереї


Ігор Гаврилов вийшов із колу живих. Ми втратили близького друга, а Миколаїв - найкращого історика та генеолога. В історії міста не було таких людей і, мабуть, не буде.
Спасибо за многолетнюю Дружбу, Игорь... Усі статті Ігоря на нашому сайті

Николаевский БазарЪ на twitter