Вознесенский опыт - борьба со снежной стихией и спасение ребенка
Выезжая из Николаева после январского снегопада нетрудно заметить, что дорога до Новой Одессы представляет собой зрелище, прямо скажем, - не очень. Тому есть и вполне объективные причины: основные силы по расчистке, видимо, были брошены на подъем у Троицкого, как основное препятствие движению в случае скользкой и заснеженной дороги (нечастый колесный трактор ухитрится там подняться вверх в гололед с первой попытки).
Однако за знаком Новоодесского района началась дорога полностью чистая даже за пределами асфальта, т.е. даже обочины были чистыми. Любой проезжающий в этом направлении не мог не заметить этого нюанса - дорога отличная.
Мне стало интересно, почему дела обстоят именно так, и поскольку я ехал как раз в Вознесенск, то задать этот вопрос я смог первому "костюму" у входа в администрацию, который о чем-то беседовал с людьми явно из сельской местности. Дело происходило на припекающем в феврале солнышке, так что в беседе на крыльце ничего особо странного не было - на улице было относительно тепло и солнечно. "Костюм" пригласил для ответов в помещение, где мне коротко рассказали о событиях, связанных с таким положением вещей…
Снег, как всегда, выпал неожиданно в конце января и сделал это самым нехорошим образом - сильно завалив дороги местам по уровень дорожных знаков. К расчистке поначалу подошли традиционно, т.е. с привлечением тяжелой техники (такой в Вознесенском районе немало ввиду наличия нескольких карьеров по добыче полезных ископаемых: гранитов, песка, опоки и т.п.).
Однако достаточно быстро стало понятно, что даже карьерные тяжелые погрузчики особо не помогут: они вязли в снегу и упирались в собранные самими же сугробы. (Есть в том же Вознесенском районе и тяжелые бульдозеры, но они медлительные и могут повредить полотно дороги.)
Конечно, какую-то часть работы тяжелая техника сделала, но в районе много населенных пунктов, которые в результате снегопада были отрезаны от "мира" огромными переметами.И, несмотря на то, что в сельской местности вопрос продовольствия в экстренных случая стоит по понятным причинам менее остро, все равно в некоторых случаях помощь с доставкой продуктов питания необходима, а машины местами проехать не могли совсем.
Доставку самого необходимого организовали с привлечением того, что могло проехать по частично расчищенным направлениям.
В эти дни можно было увидеть по селам «сходки» людей с чем-то озабоченными лицами - оказалось, ждут ... хлеб.
Естественно (но уже не всегда для городского жителя) ХЛЕБ продолжает быть в таких случаях важнейшим продуктом питания. Доставка хлеба людям была организована примерно вот так.
Хлебовозка выглядит необычно. Сегодня это трактор с автомобильным прицепом полным хлеба. Прицеп предоставил местный предприниматель, хлеб закупил и оплатил он же. Таким образом, хлеб попал к жителям бесплатно.
Однако тракторами чистить весь район до более-менее приличного расстояния можно было до весны, а жизнь не ждет (иногда в прямом смысле слова, но об это дальше).
В это же самое время по трассе в разных местах и ответвлениях стояло немало машин, которые могли бы быстро стать героями Ледникового Периода 2014 и вытягивать их было решительно нечем - мало того, что они стояли в сугробах, так через эти сугробы толком никто и пробраться к ним не мог. В итоге решили на помощь пришли военные: у них одолжили танк (МТ-ЛБ - многоцелевой транспортёр (тягач) легкий бронированный).
Насколько я понял, во время его работы было особо не до фотографирования, но выглядел он так.
Не сказать, что ему было сильно легко, но сам факт его готовности к работе уже порадовал (хотя и раскочегаривали его, по слухам, целый день).
Стихия, казалось бы, побеждала административный и технический ресурс и отдаленные села вроде как могли только мечтать о быстром потеплении, бодро таская дрова из посадки там, где нет газа, и осваивая запасы продуктов из подвалов, но руки никто не опускал и в результате мозгового штурма и срочных звонков "кому надо" выяснилось, что помощь может прийти откуда не особо и ждали - из СССР.
Оказалось, о чем уже все давно забыли, что в закромах военной части, что расположена на территории района, есть ЧУДО. Чудо представляло из себя снегоуборочную машину, которая давным-давно не использовалась, но по военной традиции стояла целой. Надежда на чудо рассыпалась при осмотре, когда стало понятно, что у машины НЕТ МОТОРА.
Но эта проблема оказалась временной т.к. мотор у машины все же оказался, но был не там, где его искали изначально. Он был не под капотом, а за кабиной вместо кузова, т.к. мотор оказался не совсем обычным для таких машин.
Когда Чудо завели, оказалось, что оно действительно Чудо по многим параметрам. Чудо оказалось способным на полном ходу без остановок делать дорогу в сугробах выше себя ростом.
Как выглядит Чудо | Как Чудо работает | Так Чудо заправляли |
Чудесный у Чуда и расход топлива - почти 200 л солярки в час.
В общем и целом ЧУДОМ оказался непонятно откуда материализовавшийся шнекороторный снегоочиститель ДЭ-210 на шасси ЗиЛ-131. Он предназначен для очистки от снега взлётно-посадочных полос, рулёжек, стоянок, а также подъездных путей и автомагистралей. На ДЭ-210 отсутствует штатный двигатель базового автомобиля.
Вместо него в специальном кузове за кабиной смонтирован 6-цилиндровый дизель У2Д6-250ТК. Двигатель приводит в движение и рабочий орган, и колёса автомобиля. Рабочий орган расположен в передней части автомобиля и состоит из однороторного метательного аппарата и двухшнекового питателя, смонтированных в общем корпусе, снабжённом горизонтальными и вертикальными ножами для подрезания и обрушения снега.
Метательный аппарат представляет собой 6-лопастный статически отбалансированный ротор. Ротор заключён в кожух, снабжённый выносным патрубком, устанавливаемым в заданное положение с помощью гидроцилиндров, что позволяет менять направление выброса снега. Шнековый питатель состоит из двух горизонтально расположенных друг над другом однозахватных шнеков, выполненных из пустотелых труб, на которых навиты винтовые лопасти с правым и левым направлением спирали. Рабочий орган в работе опирается на две шарнирно установленные и регулируемые по высоте лыжи. Погрузка снега может осуществляться в идущие рядом транспортные средства.
Собственно из описания явно видно почему сначала мотор в Чуде не нашли. Конечно, Чудо оказалось вполне обычным для некоторых сфер деятельности агрегатом, но редкость случившегося погодного катаклизма и отсутствие в ретроспективном горизонте событий необходимости в агрегате сделали его эдакой диковинкой для местных борцов со стихией. Да и ввиду расхода топлива о машине видимо не вспоминали давно.
Но все это только предыстория. По существу указанную работу административные органы обязаны выполнять по своему предназначению и в данном случае с ней справились отлично – ничего выдающегося в самом факте осуществления расчистки дорог нет – было бы гораздо сложнее, если бы таковая работа выполнена не была.
Драматический момент всей истории следующий - пришел сигнал от медиков, что в одном из отдаленных (как для сложившейся ситуации) сел района, в Вороновке, в эту непогоду заболел ребенок. Я не медик, но у ребенка то ли обострился, то ли лопнул аппендицит - нужна была срочнейшая операция. Расстояние до больницы от места проживания около 20 км. Как мне пояснили - это смертельно опасно и счет идет на минуты.
Тут надо коротко пояснить, что такое скорая помощь в сельской местности. Это известная в народе еще с прошлого века «буханка», она же «таблетка», она же УАЗ-452, изготавливаемая аж с 1965 года, которая единственная может местами там проехать, особенно зимой и весной. Злые языки клеймили закупавших эти машины для села, но объективно – это при своей дешевизне и доступности в ремонте, наверно, безальтернативный вариант сегодня, хотя и далеко не самый современный.
Так вот «буханка», хотя и представляет из себя практически лучший доступный вариант вездехода для медицины, не смогла даже доехать до ребенка. Медики и пешком бы дошли, но снег местами по пояс и по шею. А у ребенка ситуация предварительно критическая. Хорошо, что была нормальная связь с руководством района и Чудо срочно направили на встречу с «буханкой 103». Время шло на минуты.
Поскольку на подступах к Вороновке переметы были огромными, то «буханку» подцепили к Чуду на трос и этот паровоз пошел прокладывать дорогу к больному. Теперь самое время сказать о скорости - Чудо способно делать почти 50 км дороги за час работы. В итоге Чудо шло через снежную целину, на тросе "буханка", в "буханке" - медики.
К колонне сразу же примкнул глава района и взял с собой всех кто мог понабиться «по месту».
По месту же выяснилось, что нужна срочная операция, а ее можно провести только в ЦРБ, а до нее в свою очередь ехать около 20 км. и, вероятно, по такому же в основном отсутствию дороги: даже очищенную колею сильный ветер за час заметал снегом с соседних сугробов.
Колонна двинулась назад, но теперь буханку с ребенком пустили самой последней, чтобы хоть немного облегчить ей дорогу.
Доставка ребенка в больницу. Чья "Волга" - не знаю, но на "Ниве" перед "буханкой", глава района едет. В хвосте "буханка".
Снегоочиститель не сбавлял обороты даже когда выезжал на ровные участки во избежание остановки (мало ли) и колонна так и дошла до больницы, где ребенка уже ждала операционная и персонал.
Все завершилось удачно - ребенок жив и будет здоров.
Фото ребенка нет, т.к. фотографировать в той ситуации естественно никто не стал, а после доставки в операционную делать бригаде по снегоборьбе там было нечего.
Внимательный читатель уже заметил, что на многих фото фигурирует один и тот же человек в костюме и туфлях.
Да, да - это именно тот "костюм", которого я встретил на крыльце - глава Вознесенской районной администрации Кучер Александр Борисович.
Он сам участвовал во всех этапах снегоборьбы в районе и конечно же спасения жизни ребенка. Замерз как айсберг.