От прошлого через настоящее к будущему...

Братские могилы и одиночные захоронения времен ВОВ в Корабельном районе г.Николаева.

"Мир в миниатюре: Николаев железнодорожный"

В Николаевском областном краеведческом музее представлен интерактивный макет города с действующей железной дорогой (в масштабе 1:87). Кроме макета, на выставке представлены уникальные материалы и предметы, которые рассказывают об истории железной дороги Николаева и области.
Выставка будет работать с 27 июля по 1 ноября. Стоимость: для детей и студентов - 10 грн., для взрослых - 15 грн.
О том, как создавался этот макет, читайте на нашем сайте.

Великая Отечественная война 1941-45 гг., к сожалению не прошла наш город стороной. Бомбежки 1941 года, отступление наших войск, 2,5 года оккупации, героический десант в порту и взятие города Красной Армией в марте 1944 года – все это неумолимо несло ему разрушения и человеческие жертвы.

В наше время уже мало следов осталось от тех далеких трагических событий. Лишь воздвигнутые в память них памятники, мемориальные доски да могилы погибших красноречиво молчат нам об этом неспокойном времени.

БАЛАБАНОВКА

Разыскивая могилу  летчика  младшего  лейтенанта  Ивана  Демьяновича  Макаренко,  обнаружил  не  известные  мне  воинские  захоронения  напротив  плавбассейна  «Водолей»  на  месте  ликвидированного  кладбища.  Их  два.  Одно – братская могила,  с  табличками,  установленными  возможно родственниками  погибших,  второе – обелиск, установленный  в  честь 60-летия  Победы.

В  братской  могиле  похоронены:
Горбатов  Федор  Петрович  (1913-1944),
Красавин  Владимир  (1921-1944),
Агафонов  Никанор  Фомич  (1907-1944),
Гоголев  Николай  Иванович  (1907-1944).

Все  четверо  погибли  в  один  день – 27-го  марта  1944  года.

Перерыв  весь  Интернет,  я  нашел  информацию  только  об  одном  из  погибших – Владимире  Красавине.  Вот  что  я  о  нем  узнал:  Красавин  Владимир  Кузьмич,  лейтенант,  командир  взвода  связи  152–го  стрелкового  полка  50-й Сталинской  дважды  Краснознаменной гвардейской  стрелковой  дивизии. Уроженец  села  Немцево  Ржевского  района  Калининской (Тверской)  области.  Убит,  а, точнее,  умер  от  ран  в  600-м  ОМСБ (отдельном  медико-санитарном  батальоне)  27-го  марта  1944  года  после  боя  возле  села  Константиновка  Николаевского  района  Николаевской  области.

Но,  как  пояснил  мне  председатель  Совета  ветеранов  Корабельного  района  Виктор  Александрович  Белый,  найденный  мною  Владимир  Красавин  никакого  отношения  к  этому  захоронению  не  имеет. Похороненный  здесь Владимир  Красавин, как и Ф.П.Горбатов,  Н.Ф.Агафонов  и  Н.И.Гоголев,  был  жителем села  Балабановка.

В  конце  марта  1944  года  группа  мужчин  из  этого  села  была  отправлена  немцами  в Николаев  для  последующей  отправки  в Германию. Группа  располагалась  в  поселке  Садки  близ  элеватора. Поскольку  Николаев был  уже окружен  войсками  Красной  Армии, вывезти  людей  в Германию  у немцев  не было  никакой  возможности. По неизвестной  причине  четыре  человека   были  расстреляны  фашистами  27  марта,  и  после  освобождения  Николаева  были  опознаны  как жители  Балабановки.  Их  тела были  перенесены  на  сельское  кладбище и там  захоронены. Надгробный  памятник  и  таблички  изготовлены  на  средства  родственников  погибших.
На гранитной  плите  второго  захоронения  выбиты  следующие  фамилии:
Борисов  И.В.,
Дука  И.А.,
Маламед  В.И.,
Овсяк  П.А.,
Панжин А.И.,
Пономарев  П.С.,
Соколовский  С.Ф.,
Шайдиев  А.Ш.

О  солдатах  из  этого  списка  найдена  следующая  информация. В  скобках -  правильные  данные:
 - Борисов  Иван  В(Ефимович), сержант,  1914  года  рождения.  Другие  данные  отсутствуют.
 - Дука  Иван  Андреевич,  младший  сержант  1042  стрелкового  полка  295-й  стрелковой  дивизии,  1919  года  рождения,  уроженец села  Киличек  Николаевской  области. Убит  20.03. 1944  года (объединенный  банк  данных  «Мемориал»). По  документам  похоронен  у  села  Богдановка  Николаевской  области.
 - Меламед (Маламед) Владимир  Ильич,  гвардии  старший  сержант. Погиб  в  бою 18.03.1944  года. Место  захоронения – УССР,  Николаевская  область  (Книга  Памяти  г.Ленинград,  т.6).
 - Овсяк Петр  Андреевич,  красноармеец  1040  стрелкового  полка  295  стрелковой  дивизии. 1906 года  рождения,  уроженец села  Трудовое  Ивановского  района  Запорожской  области. Убит  27.03 1944  года.  Похоронен, согласно  приложению  к  именному  списку  безвозвратных потерь  295-й  СД  в братской могиле  в  2-х  километрах  восточнее  села  Балабановка.  
 - Панжин  Андрей  Иванович,  красноармеец, уроженец  города  Симферополь.  Убит  18-го  марта  1944  года.  Похоронен  на  восточной  окраине  села  Балабаново  Николаевского  района (Извещение  о  гибели).
 - Пономарев  Прокофий  Семенович, младший  лейтенант,  парторг  батальона  1042  стрелкового  полка  295-й  стрелковой  дивизии,  1904  года  рождения.
 - Соколовский  Семен  Федорович, рядовой 1042  стрелкового  полка  295-й  стрелковой  дивизии,  1910  года  рождения. Николаевская обл., с. Н. Збурьевка.
 - Шайдиев  Айдабей  Шайды-оглы (Шайдиевич), красноармеец  1042  стрелкового  полка  295-й  стрелковой  дивизии, 1912  года  рождения,  уроженец  села Верхний  Галанхур  Азербайджанской  ССР. Убит  18.03.1944 года (донесение  о  безвозвратных  потерях).

Все восемь человек  были  перезахоронены  в  братской  могиле  решением  городского  совета  города  Жовтневое  в  1973  году. Кроме  них  в  этой  могиле  захоронены тела  еще  нескольких  десятков  советских солдат, погибших  в боях  у  села Балабановка.  Большинство  из  них – уроженцы  нынешней  Херсонской  области, призванные  в армию  сразу  же после  освобождения  их  населенных  пунктов.

Почему  же  нет  их  фамилий  на  гранитных  плитах?  Виктор  Александрович  Белый  рассказал мне, что  первоначально на  гранитных  плитах,  поднятых, кстати,  со  дна  реки  у причала  рыбколхоза  в  Октябрьском, были  выбиты  имена  всех  погибших  и похороненных  в  братской  могиле, но  после  перезахоронения  и  замены  обветшавших  плит  произошла  странная  метаморфоза,  в  результате  которой  на  новых  плитах  остались  только  восемь  имен…

Еще один  любопытный  факт.  При  переносе  останков  погибших  воинов  в старой  могиле  был  найден  летный  шлемофон.  Как  известно, летных  частей в  ни  в  1-м  гвардейском  укрепрайоне,  ни  в  295-й стрелковой  дивизии  не  было,  а  единственным  летчиком  мог  быть  Иван  Демьянович  Макаренко,  сбитый  немцами  10  марта  1944  года  при  налете  на  аэродромы  Водопой  и  Кульбакино. Его  самолет  упал  в районе  села  Балабановка,  и  летчик,  по  словам  очевидцев, был  похоронен  на  месте падения  самолета. Если  это  так, то младший  лейтенант  И.Д. Макаренко  похоронен  в  братской  могиле  возле Балабановки, а  не в  Кульбакино,  как принято  считать.

МКР. ОКТЯБРЬСКОЕ  

В  братской  могиле  села  Богоявленск  похоронены  252  человека. По  крайней  мере,  столько  фамилий  высечено  на  гранитных плитах.   Среди  них – Герой  Советского  Союза  Г.А. Пшеницын  и  парторг  роты  Константина Ольшанского  сержант А.Ф.Буторин,  закрывший  телом  своего  командира  в  бою  за  Широкую  Балку. (Интересно  было  бы  узнать,  почему  он  не  был  представлен  к званию  Героя  Советского  Союза?)

Многие  из  погибших  убиты  в  голову. Об  этом  рассказал  мой  дед  Павел  Семенович  Матвеев  моей  бабке,  когда  помогал  готовить  погибших  к  погребению… Отсюда  можно  сделать  вывод,  что  работали  снайперы.  Это  и не  удивительно,  потому  что  между  Балабановкой и  Богоявленском  была  одна  из  линий  обороны  Бугского  вала,  хорошо   укрепленная  и  оборудованная.

Примечательно,  что  братская  могила  находится  на  территории  Церкви  Святого  Богоявления  Господня,  взорванной  немцами  буквально  накануне  вступления  наших войск  в  Богоявленск.

И  здесь не  обошлось без  ошибок  и  неточностей. Есть  ошибки  в  написании  фамилий,  имен  и  отчеств,  указаны  фамилии,  которых  не  существует  в природе,  например, Вемнохин,  а  Г.С. Опильный  указан  еще  раз  под фамилией  Спильный.  Как  оказалось,  Вемнохин -  вариант  фамилии  Семюхин (Семнюхин, Семеохин).  И  эта  фамилия  тоже  есть  на плите…

Два  человека  по  документам  похоронены  в  других  местах:
1. Тишаков  Василий  Карпович, младший  сержант  1038  стрелкового  полка 295  стрелковой  дивизии,  1911  года  рождения. В  именном  списке  безвозвратных  потерь  1038  стрелкового  полка  местом  захоронения  В.К. Тишакова  указано  село  Широкая  Балка.
2. Шаповалов  Илья  Иванович,  рядовой  1042  стрелкового  полка 295  стрелковой  дивизии,  1925  года  рождения.  По  данным  ОБД,  похоронен  в  селе  Балабановка.

О  некоторых  кроме  фамилии  и  инициалов  больше  нет  никаких  данных,  и  в  именных списках  безвозвратных потерь  они  не  фигурируют. Так  о  рядовом  М.Г. Азалове (Зазадове)  нет  упоминаний ни в ОБД «Мемориал»,  ни  в книге  памяти  Украины. Единственное,  что  я  нашел, так это  часть   рукописного  списка,  в котором под  №320 значится  «Азалов  М.Г.,  ряд., с-з 3/1.  Учесть:  ряд.,  погиб  23.3.44г. 468». Где  служил,  где  погиб  и  где  похоронен – неизвестно. Это на  сегодняшний  день  все, что  удалось найти об  этом  человеке.

Возможно,  этому  есть  объяснение. Например, списки  погибших  распечатаны  очень  бледно,  или  написаны  от  руки  неразборчивым  почерком. А  братская  могила  в  центре  Октябрьского (Богоявленска)  появилась  через  несколько  лет  после  войны.  До  этого  одиночные  и  братские  могилы  были  по  всему  Богоявленску.  Так,  например, известно,  что  захоронения  были  у  клуба,  у  сельского  совета,  на  улице  Ударной  и  на  улице  Бугской,  67, где, видимо,  располагался  полевой  госпиталь,  или  другая  санитарная  часть.

Кроме  того, есть еще  ряд  солдат,  по  документам  похороненных  в  этой  могиле, но  их  фамилий  нет  на  плитах.

В  боях под  Богоявленском  и  Широкой  балкой   набольшие  потери  понесли  295 стрелковая  и  49  гвардейская  стрелковая  дивизии. Остальные дивизии 28-й  армии (86-я  гвардейская,  109  гвардейская и 320 стрелковая)  наступали  восточнее  Богоявленска.  Незначительные потери  понес  1-й  гвардейский  укрепленный  район.

Многие  из  похороненных  здесь солдат  умерли от  ран в  полевых  госпиталях.  В  Богоявленске  таких  госпиталей  было  три,  и  располагались  они  в  частных домах  по улицах  Бугской (Терешковой),  Мельничной (Марии  Ульяновой) и Ударной.  Хоронили  умерших тут  же, возле  домов,  и уже после  войны  перезахоронили  в братской могиле. Да  и весь Богоявленск  тех  дней  был усеян  одиночными  солдатскими  могилами…

    ШИРОКАЯ БАЛКА

Братская  могила  погибших  воинов  на  кладбище  в  поселке  Широкая  Балка  (Корабельный  район  г. Николаев).  Здесь  похоронены  солдаты  и  сержанты 295-й  стрелковой  дивизии,  49-й  гвардейской  стрелковой  дивизии  и  1-го  гвардейского  укрепрайона,  погибшие  и  умершие  от  ран  22-23   марта  1944  года  в  боях  за  Широкую  Балку. 

Всего  двести  двадцать  четыре  человека.  Многие  из  них – уроженцы  Голопристанского, Цюрупинского  и  Скадовского  районов,  входивших  в  то  время  в  состав  Николаевской  области. Опыта  ведения  боевых действий  у  них  не  было, и  они  массово  погибали  часто  в  первом  же бою.  Всего  224  человека, но  в  моем  списке  еще  как  минимум 10  человек,  чьи  имена  не  указаны на плитах.

В  документах  о  безвозвратных  потерях  место  захоронения  некоторых  солдат  указано  следующим  образом:  200  метров южнее  окраины  деревни  Широкая  Балка  Николаевской  области,  могила  №54.

Примечательно,  что  в этой  же  могиле  похоронены  тринадцать  офицеров и  краснофлотцев  122-го  зенитного  артиллерийского  полка,  погибшие  в  августе  1941  года.   В  их  числе командир  пулеметного  батальона  капитан  Г.В. Алексеев  и  орудийный  расчет  младшего  сержанта  Бориса  Дерлина,  героически  сражавшийся  между  Кульбакино  и  Широкой  Балкой.

 КУЛЬБАКИНО

Фамилии  сорока  двух  человек высечены  на  двух  гранитных плитах  на  братской  могиле  возле  старого  здания  вокзала  станции  Кульбакино. Больше всех потерь  понес  здесь  2-й  гвардейский  механизированный  корпус  генерал-лейтенанта  К.В. Свиридова,  а  именно 5-я  гвардейская  механизированная  бригада  полковника  Ф.А. Сафронова  и  37-я  гвардейская  танковая  бригада  полковника  И.В.Харина.

Это  говорит  о  том,  с  каким  упорством  фашисты  защищали  эту  железнодорожную  станцию. На  военных  картах  она  была  обозначена  как  высота 54,5. Похоронены  здесь  и несколько  артиллеристов  100-го  артиллерийского  полка  49-й  гвардейской  стрелковой  дивизии  полковника  В.Ф. Маргелова.

Но  и  этот  список  не  окончательный.  По именным  спискам безвозвратных потерь я  установил  имена еще  пятнадцати  человек,  похороненных  в Кульбакино. Некоторые  фамилии  на гранитных плитах  не  совпадают  с фамилиями  в  именных  списках безвозвратных  потерь  и  других  документах.

Так,  например,  сведения о  Федоре  Александровиче  Вакульеве  идентичны  сведениям  о Федоре  Александровиче Викулове, начиная  от  года и  места  рождения  и  заканчивая  местом  захоронения. Нет  сведений  о Н.В. Запорочинцеве, но  нашлась  информация  о  Николае  Владимировиче  Зараглищеве.  Я  искал  информацию  о  Галушке  А.И.,  а  оказалось, что  правильно  его  фамилия  пишется  Галушко.  Нет  в  базе  данных  и Т. Джейнеснаева.  Возможно, речь  идет  о  Х.М. Теунаеве.  Также  с  ошибками  написаны  фамилии  Верин  и  Винник…  

Так  кого  же  мы  помним?

Автор статьи: Николай Пономаренко.

Ответ по Леванисову

Здравствуйте, Самат. Дело в том, что Николаев был оккупирован немецко-фашистскими войсками в августе 1941 года и освобожден в марте 1944-го. Поэтому в 1942 году бои на этой территории попросту не велись. Госпиталей, в которых лечили советских солдат тут тоже не было в то время. Могли лечить военнопленных, которые содержались в концлагере города, но это маловероятно. Порывшись в поисковых ресурсах я нашел данные о человеке по имени Леванисов Семен, 1908 г.р. Однако его отчество указано там как "Иванович", а не "Кириллович". Но место призыва у него такое же как Вы указываете. Возможно отчество попросту не знали и записали в госпитале наугад. По данным документам умер от ран в госпитале 15.09.1942. Ранение получил под Сталинградом. На укзанный Вами адрес отправил три копии документов, в которых указаны данные об этом человеке.

Больше, чем отвечали Вам

Больше, чем отвечали Вам здесь http://www.polk.ru/pomogite-najjti/18740/ мы ответить не можем. У нас нет, к сожалению, данных по Вашему дедушки. Фамилия не встречалась.

Ответ от автора

Ответ от автора статьи: Информация несоответсвует действительности, в Богоявленске не было вокзала, а 55,5 - это высота, у которой погиб И.Ф.Штомпель. Он похоронен в братской могиле в Октябрьске. Вот выдержка из списков захоронения: ...Шибаев Леонид Андреевич, гвардии старший сержант 49 гвардейской стрелковой дивизии, 1922 года рождения. Шишкин (Шышкин) Федор Леонтьевич, рядовой 1038 стрелкового полка 295 стрелковой дивизии, 1908 года рождения. Шошин Андрей Федорович, гвардии рядовой 144 гвардейского стрелкового полка 49 гвардейской стрелковой дивизии, 1912 года рождения. Штомпель Иван Федорович, гвардии рядовой 144 гвардейского стрелкового полка 49 гвардейской стрелковой дивизии, 1902 года рождения. Шаповалов Илья Иванович, рядовой 1042 стрелкового полка 295 стрелковой дивизии, 1925 года рождения. По данным ОБД, похоронен в селе Балабановка. Шуев Павел Кузьмич, младший сержант 1038 стрелкового полка 295 стрелковой дивизии, 1905 года рождения.

Ответ Ульяне

Запрос был отправлен автору статьи. Вот его ответ: "Во-первых, смущает дата гибели - 10 ноября 1944 года. В это время боевых действий на территории Николаевской области не велось, следовательно, погиб он в другом месте. Во-вторых, мог, конечно, быть оставлен в селе Калистрово (Карлсруэ, Степовое) и погибнуть при выполнении боевого задания, например, несении караульной службы, но тогда бы место его захоронения было бы известно. В Николаеве на старом кладбище похоронен один такой солдат, он погиб примерно в это же время, но был застрелен часовым при попытке кражи винограда...В-третьих, списков погибших по 35-й учебной дивизии нет, возможно, она подчинялась МВД или МГБ, в таком случае данных нет и будут не скоро. Опять же, на старом кладбище похоронены несколько умерших от ран солдат этой дивизии - в основном мальчишки 16-20 лет, уроженцы Николаевской и Одесской областей, а также Молдавии. Через некоторое время появятся уточненные и дополненные списки погибших и похороненных на территории Николаевской области, возможно, что-то удастся узнать."

Ответ Ирине

Ваш комментарий переслали людям, которые занимаются поисковой работой. К сожалению, в таком случае, мало надежды на успех. Но ответ дадут в любом случае, даже если и отрицательный.

Перенесла к нам на форум в

Перенесла к нам на форум в соответствующую тему http://forum.bazar.nikolaev.ua/index.php?act=ST&f=56&t=1967&st=30#entry2...

Ответ

Роман, я Вам на форуме ответила. Давайте там продолжим. Постараюсь помочь.

Николаевский БазарЪ на twitter