Армейский благочинный протоиерей Софроний Симеонов сын Самборский
Николаев XIX века изобилует сотнями неординарных личностей, десятками лучших представителей знаменитых фамилий и теми, кто верой и правдой служил на благо своего города и Отчизны. Не всем была уготована участь оставить заметный след в анналах истории, не все могут похвастать портретами, написанными для благодарных потомков, далеко не каждого помнят и только иногда Некрополь доносит их имена с могильных плит.
Одной из таких личностей, является человек удивительной, но непростой судьбы – настоятель церкви Святых и Праведных Захария и Елисаветы при николаевском морском госпитали протоиерей Софроний Семенович Самборский.
Впервые для николаевцев это имя «открыла» Татьяна Николаевна Губская в своей книге «Военное духовенство и священники Николаева» и она же нашла его могилу на николаевском Некрополе [1]. Малое количество фактов о жизни этого священника, описанные в ее книге, только усилили интерес к этой загадочной, но, как оказалось, весьма знаменитой фигуре того времени.
Как известно, история Российской империи была неразрывно связана с православием. Религиозные обряды сопровождали человека с момента крещения и до самой смерти. С молитвой миряне принимали пищу, с именем Бога солдаты умирали, защищая страну от врага. Наставниками в вере были священники: для мирного населения, живущих оседло по приходам - епархиальные, а для «служивого» народа – военные священники, разделявшие все тяготы походов и сражений. Отец Софроний был одним из тех, кто служил всегда там, где был нужен, донося слово Божье.
Софроний Семенович Самборский родился около 1780 г. Он был весьма талантливым молодым человеком, который, по его же утверждению, не оканчивал семинарии, но знал арифметику и российскую грамоту. Готовность постигать новое, его не оставляла и в дальнейшем. За годы своей жизни он дополнительно изучил польский, молдавский и волошский (румынский) языки [2].
Родиной Софрония являлась Белоруссия и служение его началось там, о чем он сообщает в своем формулярном списке: «Из духовного звания Минской Епархии», «13 декабря 1804 года Преосвященным Иовом Архиепископом Минским и Литовским рукоположен во Диакона» [2, 3]. Спустя три года, он в этом же звании служит в Софийской соборной церкви в городе Гродно, что недалеко от границы с Литвой: «В 1807 году состав причта при соборе был уже полный. В нем значились: протоиерей Даниил Петелькевич, священник Гавриил Соловьевич, диакон Софроний Самборский, дьячок Иустин Минькевич, дьячок Василий Конопасевич и пономарь Лаврентий Заремба» [4].
Но, как любой священник, Софроний Самборский не был чужд земным заботам. Его матушкой стала Зиновия Дмитриевна и в 1806 году у них родилась первая дочь Анастасия [5]. Находя поддержку семьи, он служил ревностно, за что и был вознагражден 28 сентября 1809 г.: «рукоположен в иерея (священника – авт.) Петропавловской церкви села Немоницы, Борисовского уезда» [3].
Село Немоницы (ныне – деревня Неманица, Минской области, республика Беларусь) небольшое. Таким и показалось оно отцу Софронию после городской жизни в Гродно. Уютная сельская церковь стала надежным пристанищем для него и его семьи. Через два месяца после рукоположения, 1 декабря 1809 г., он был «определен в Борисовском Духовном Правлении Присутствующим Членом и Благочинным» [3]. В обязанности благочинного входил надзор за порядком в церковном округе в составе епархии (приходские церкви уезда разбивались на группы по 10 церквей) и он являлся своеобразным посредником между приходом и епархиальным управлением по ряду вопросов [6]. Это назначение говорит не только о большом доверии к священнику и его авторитете в церковных кругах, но и о большой ответственности, которую взял на себя молодой священник.
12 сентября 1811 года иерей Софроний Самборский подает прошение в Святейший Синод с просьбой о переводе в полковые священники. Синод удовлетворяет просьбу и определяет его в Ревельский пехотный полк и с этого момента он связывает свою судьбу с военным духовенством [3].
А церковь села Немоницы постигла печальная участь большинства церквей того времени - она была сожжена во время Отечественной войны 1812 г., затем была отстроена заново, о чем сообщалось в историко-статистическом описании Минской епархии: «Села Немоницы Петропавловская, пятого класса, деревянная церковь, построенная 1816 года на счет казны. Штатного годичного жалования причту 236 руб. Земли усадебной, пахотной, сенокосной и под лесом до 112 десят. Прихожан муж. пола 524 души и женск. пола 541 душа» [7].
Походная церковь в честь Нерукотворенного Образа Спасителя при Ревельском пехотном полку существовала с конца XVIII столетия. Одной из реликвий, в честь которой и была названа церковь, являлась полковая икона Нерукотворенного образа Спасителя, в серебряной вызолоченной ризе [8]. Именно с этой иконой Софроний Самборский прошел Отечественную войну 1812 г. и возможно, именно ее сила, хранила их полк. В своем формулярном списке Софроний Самборский перечисляет все походы и «действительные сражения в которых был неотлучно» [9]:
«13 июня 1812 г. – против французских войск; 14 июля 1812 г. – под городом Витебском; 5 августа 1812 г. – под Смоленском; 7 августа 1812 г. – при селе Боборикине; 26 августа 1812 г. – при Бородино; 6 октября 1812 г. – во время ночной атаки при Тарутино; 12 октября 1812 г. при городе Малом Ярославце; 4, 5 и 6 ноября 1812 г. – при городе Красном» [9].
После окончания основных военных действий, «24 декабря 1812 г. был командирован обер-священником 1-й Западной армии А. Торопогрицким в г. Гродно к госпиталю, где находился до 29 августа 1814 г.» [10]. В этом же, 1814 г., у семьи Самборских рождается еще одна дочь – Мария [5].
Но уже 13 января 1815 г. отца Софрония определяют благочинным 28-й пехотной дивизии [3]. И снова в походы: «2 июня 1815 г. – в Царство Польское; с 27 июня 1815 г.– в Пруссию, Саксонию и Баварию до города Бамберга, откуда 7 августа 1815 г. по 4 октября 1815 г. через те же владения в Российские границы» [9]. Возвращение отца с нетерпением ждали жена и две дочери, а вскоре, в 1816 г., родилась дочь Вера [5].
Годы войны не прошли бесследно для Софрония Самборского – 17 декабря 1817 г. он был уволен из полковой службы по слабости здоровья и отправлен в Екатеринославскую епархию [3]. 9 марта 1818 г. «за понесенные в походах труды и отличное поведение произведен в протоиерея и определен к Херсонской Морской госпитали» [3]. Спустя месяц, 23 апреля, он назначается армейским благочинным [3]. В инструкции о должностных обязанностях благочинных мы находим следующие сведенья: «Полковые священники ежегодно с апреля по май присылали благочинному «требовательные» ведомости, в которых указывали количество необходимых бланков для метрических записей на будущий год. Благочинный скреплял подписью эти бланки, прошнуровывал их и выдавал священникам. Вести метрические записи следовало в двух экземплярах. Не позднее 15 января нового года священникам предписывалось присылать благочинному оба экземпляра метрик за истекший год для проверки. Засвидетельствовав личной подписью верность записей в каждой книге, благочинный черновой экземпляр возвращал в церковь, а беловую метрическую книгу с остальными отчетными документами отправлял в канцелярию обер-священника» [11]. Софронию Самборскому, как армейскому благочинному, были подчинены не только военные священники Херсонской губернии, а также и Таврической губернии. Например: священник фанагорийской крепости, севастопольского госпиталя и Балаклавского греческого пехотного батальона [12].
Но его заслуги перед отечеством были вознаграждены не только выгодным местом службы, но и наградами: «По нахождению его при действительных сражениях Высочайше награжден серебряною на голубой ленте медалью, с надписью «За 1812 год» и в память того года, имеет наперсный бронзовый крест; 24 августа 1818 г. – за понесенные в походах труды и отлично-усердное отправление своей должности - бархатной фиолетовой скуфьей; 29 декабря 1821 г. – того же цвета камилавкою» [13].
До 1828 г. Софроний Самборский и его семья жили в Херсоне. В этот период у них родилось еще трое детей: в 1819 г. – дочь Надежда, в 1822 г. – сын Иван и в 1824 г. – сын Порфирий [5].
Прослужив десять лет при Херсонском морском госпитале, отец Софроний, после награждения его «наперсным крестом за усердную и ревностную службу и за увеличение церковных доходов» (1 февраля 1828 г.) [13], подает прошение о переводе его в Николаев и 31 августа 1828 г. указом Синода, его определяют в Николаевский морской госпиталь [3].
Николаев для священника Софрония Самборского стал и местом горечи – оба его сына умерли (Иван в 11 лет, а Порфирий в шестилетнем возрасте) [5], и местом, где его заслуги стали наиболее заметны и были отмечены еще рядом наград: «28 ноября 1831 г. всемилостивейше сопричислен к ордену Св. Анны 3-й степени, по засвидетельствованию адмирала Грейга об отлично-усердной службе и неутомимой деятельности, оказанной во время свирепствовавшей болезни холеры;
25 мая 1842 г. всемилостивейше сопричислен к ордену Св. Анны 2-й степени, по засвидетельствованию адмирала Лазарева и по представлению Святейшего Синода за отлично-усердную службу;
7 июня 1850 г. всемилостивейше сопричислен к ордену Св. Анны 2-й степени Императорскую короною украшенному, по засвидетельствованию адмирала Лазарева и по представлению Святейшего Правительствующего Синода об отлично-усердной службе;
17 апреля 1857 г. всемилостивейше сопричислен к ордену Св. Владимира 4-й степени, по представлению Святейшего Синода об отлично-усердной службе;
Имеет бронзовый наперсный крест на Владимирской ленте и бронзовую медаль на Андреевской ленте «В память войны 1853, 1854, 1855 и 1856 годов» [13].
Отец Софроний Самборский очень ревностно относился к своим обязанностям священника и благочинного. В Синоде (награды тому свидетельство) его ценили и всегда могли рассчитывать на его усердие и рачительность. 26 июля 1850 г. указом Синода, по представлению обер-священника армий и флотов, протопресвитера Василия Кутневича, Софрония Самборского назначают настоятелем в Адмиралтейский собор, оставив при этом ему должность армейского благочинного [3]. Но суета городской жизни, толпы, заполоняющие центр города и шум верфи, не слишком подошли 70-летнему священнику и отец Софроний просит перевести его обратно в морской госпиталь, ссылаясь на свое болезненное состояние. Обер-священник Василий Кутневич пошел навстречу пожеланиям Самборского и 30 декабря 1850 г. указом Синода отец Софроний снова продолжил свою службу в морской госпитальной церкви, не оставляя при этом должности армейского благочинного [3].
Почти тринадцать лет еще прослужил Софроний Самборский при морском госпитале, до последнего дня своей жизни исправно исполнял обязанности, возложенные на него Богом и людьми. Умер протоиерей Софроний Семенович Самборский 3 октября 1863 г., в возрасте 83 лет, и был похоронен на николаевском городском кладбище, недалеко от Всехсвятской церкви [14].
Его жена, Зиновия Дмитриевна умерла 11 ноября 1864 г. в 81-летнем возрасте, пережив мужа всего на год [15]. Все четыре дочери жили в доме родителей и ни одна из них не вышла замуж [5].
19 октября 1875 г. умирает от воспаления горла «дочь умершего протоиерея Софрония Самборского, девица Мария, 60 лет» [16].
Младшая дочь, Надежда, после смерти отца находится на попечении Общества попечения о бедных духовного звания ведомства Главного священника армии и флота. 24 июня 1881 г., будучи «глухонемой и в идиотическом состоянии получающая по 64 руб в год – просит поместить ее в херсонское заведение для умалишенных. <…> В 1880-1881 гг. она обслуживалась вдовой чиновника Евдокией Филипповной Воскресенской» [17]. Херсонское земское губернское управление 17 июля 1881 г. соглашается исполнить ее просьбу и 12 октября того же года Надежду Самборскую принимают в заведение для умалишенных [18].
О других дочерях - Анастасии и Вере же практически ничего неизвестно. Возможно, они также умерли в городе Николаеве и похоронены на городском кладбище, рядом с могилами родителей.
Софроний Самборский был поистине уникальным и необыкновенным человеком, положившим свою жизнь на алтарь служению Богу и Отечеству. Пройдя тысячи километров по полям сражений, неся икону в первых рядах наступления, он закалился и смиренно принимал все тяготы жизни, отдавая себя без остатка всем нуждающимся. До самой смерти он сохранил твердость руки, о чем свидетельствует его переписка с полковыми священниками, с Синодом и записи в метрических книгах. Каллиграфический почерк и филигранная подпись – свидетельство сильной личности и твердости духа.
А у нас, потомков, пока есть еще возможность прийти к сохранившейся могиле Софрония Самборского и отдать дань уважения тому, кто прожил поистине удивительную, хотя и нелегкую, жизнь.
Авторы статьи: Гаврилов И.В., Крыщенко С.В.
Отдельная благодарность - белорусской коллеге, Згрундо Ирине, за предоставление дополнительных материалов по церкви в с.Неманица, а также сайту http://radzima.org/ru/
Список литературы
1. Губская Т.Н. Военное духовенство и священники Николаева. Исторические очерки. – Николаев: Издательство Ирины Гудым, 2006. – с.36-40.
2. РГИА, ф. 806, оп. 17, д. 110, л. 92.
3. РГИА, ф. 806, оп. 17, д. 110, л. 93.
4. Черепица В.Н. Не потерять связующую нить: История Гродненщины ХIХ–ХХ столетий в событиях и лицах (исследования, документы, комментарии): Монография. – Гродно: ГрГУ, 2003. с. 223.
5. РГИА, ф. 806, оп. 17, д. 110, л. 92 (об).
6. http://www.pravenc.ru/text/149349.html
7. Историко-статистическое описание Минской Епархии, составленное ректором Минской духовной семинарии Архимандритом Николаем, СПб, 1864 г., с. 232.
8. РГВИА, ф. 2621.
9. РГИА, ф. 806, оп. 17, д. 110, л. 93 (об).
10. Мельникова Л.В. Русская Православная Церковь в Отечественной войне 1812 года. – М.: Сретенский монастырь, 2002. – С. 102 – 103.
11. http://www.vgd.ru/ENGLISH/metrika.htm
12. ГАНО, ф. 410, оп. 1, д. 86.
13. РГИА, ф. 806, оп. 17, д. 110, л. 94. награды
14. ГАНО, ф. 410 ОАФ, оп. 1, д. 76.
15. ГАНО, ф. 461, оп. 1, д. 77.
16. ГАНО, ф. 484, оп. 1, д. 1300.
17. ГАНО, ф. 309, оп. 1, д. 1, лл. 59, 66.
18. ГАНО, ф. 309, оп. 1, д. 1, лл. 63, 113.