Аптеки старого Николаева. Предыстория
Что было в начале? В начале была война... Шел 1788 год.
В грохоте пушек гром победы еще не угадывался. Екатеринославская армия под командованием генерал-фельдмаршала Г.А. Потемкина, достигнув Очакова, стала лагерем на берегу лимана. Началась изнурительная осада турецкой цитадели.
Солдаты погибали от ран и болезней, а с наступлением холода и от мороза.
Предыстория первая: до начала.
...в двухстах стадиев южнее Гипполаева мыса, представлявшего собою острый и крутой выступ материка в виде корабельного носа, около которого сливались две великие реки Скифии, на противоположном от него берегу располагался Город. Местные жители назвали его в честь реки Борисфен, вследствие ее необычайной красоты и величия. Мы же, этот античный город, что расположен в 37 км южнее Николаева, привыкли именовать Ольвией.
Здесь в Верхнем городе, на одной из площадей рядом с погрудной статуей Аполлона-врача, располагалась древняя аптека. К юго-востоку от статуи, в нескольких подвальных помещениях, где очевидно располагались торговые ряды, были найдены в большом количестве монеты и несколько десятков миниатюрных красноглиняных толстеньких флакончиков. Здесь местный Асклепий (Эскулап) посредством инкубации, во сне получал необходимые советы по приготовлению снадобий для лечения заболевших борисфенитов. Этот дар когда-то передал своим духовным сыновьям Асклепиям бог врачевания Аполлон. Так писал местный поэт, по имени Гомер, сплетавший длинные и связные стихотворения.
Именно тут зародилась организации фармацевтического дела на юге современной Украины.
Но, так уж получилось, что современная история отсчитывает счет годам этого искусства от иного, более позднего начала.
Предыстория вторая: начало.
Находившийся при Потемкине доктор Данило Самойлович предложил князю устроить прифронтовые лазареты для оказания неотложной помощи раненым, и, кроме того, построить невдалеке стационарный каменный госпиталь. Григорию Александровичу Потемкину эта идея пришлась по душе.
Так в деревне Витовке, расположенной на левом берегу Бугского лимана, возник военный госпиталь. Построил его крепостной мастер Аладов, а начальником госпиталя стал доктор Самойлович.
Когда турецкие крепости Кинбурн и Очаков пали под натиском российской армии, работы в аптеке было по-прежнему много. Началось строительство корабельной верфи и нового города Николаева. Николаев, рожденный как корабельная верфь, продолжал развиваться как военно-морской город. Неудивительно, что все учреждения в нем находились в юрисдикции морского военного ведомства. Медикаменты для адмиралтейских рекрутов и военных чинов продолжали заказываться в аптеке Витовского госпиталя. В начале XIX века в Николаеве появился новый Морской военный госпиталь, а затем и комплекс казенной аптеки Морского ведомства. Он состоял из аптеки, аптечной лаборатории и «аптекарского огорода» (квадрат в обрамлении ул. Садовой, 68-ми десантников, после октябрьской революции улица носила название 61 Коммунара и 1-й Слободской). Поэтому, когда в 1835 г. полицмейстер Г.Г. Автомонов давал названия городским улицам, эта, которая начиналась от квартала, занимаемого аптекарским комплексом стала называться - Аптекарской. Известно и имя госпитального провизора - Ф.С. Абрамов.
Позже, когда в 1864-1878 годах инженером-полковником академиком Рулевым был построен комплекс новых зданий Морского госпиталя по 1-й Госпитальной улице, в 10-м павильоне госпиталя, в нижнем этаже, разместилась аптека с лабораториями (химической и фармацевтической), с подвалами и погребами. Так создавалась фармацевтическая история Николаева.
В 1901 года управляющим госпитальной аптекой был Генрих Лаврентьевич Крицкий, а его помощником Вильгельм Федорович Кольберг. 29 марта 1913 года Крицкий Г.Л., вместе с провизором Варшавским М.Б. открыли частную аптеку, на Таврической ул., дом № 19. Управляющим аптекой стал теперь уже коллежский советник Кольберг Вильгельм Федорович, а его помощником провизор Кнох Фридрих Фридрихович.
Вскоре, кроме казенных аптек, в городе появились частные аптечные заведения. Они делились на два типа: аптеки и аптекарские магазины. Различие заключалось в том, что в первых, продавались лекарства готовые и собственного изготовления, а во вторых торговали только готовыми лекарствами, в розницу. Оптовые продажи осуществляли в аптекарских складах.
Первая частная (или, как говорили в то время, - вольная) аптека возникла благодаря усилиям провизора фармации Карла Гейне. В 1826 году он обратился к главному командиру Черноморского флота, военному губернатору А.С. Грейгу, с просьбой отвести место для строительства дома. В этом доме Карл Гейне хотел открыть аптеку для штатского населения Николаева. Место было выделено по улице Купеческой (Потемкинской), рядом с Санкт-Петербургской гостиницей. Так была создана первая николаевская вольная аптека.
Аптека этого семейства существовала в г. Николаеве в конце ХIХ - начале ХХ вв. После семейства Гейне аптеку купил и содержал провизор Григорий Маркович Бриль.
После революции имущество аптеки были национализировано, и она вошла в число государственных городских аптек (в разные годы носила № 7 и № 2).
В 50-х годах прошлого века, на месте разрушенной в годы войны Петроградской гостиницы, был выстроен новый дом. Весь первый этаж нового дома занимали магазины. В левое крыло этого дома и переехала аптека № 2. Здесь она и находится, по сей день - это аптека № 142 ПО "Фармация".
С 19-го века существовала аптека Вендельберга, на базарной площади. Он первым открыл филиальную аптеку, она была на площади Военного рынка. Затем в разные годы этой аптекой владели провизоры фон-Гиршберг М.А., Кучук и Сойфеp Ф.А. Давно уже нет в живых основателей этой аптеки. Редкий николаевец знает кто были такие эти господа упомянутые выше. Нет уж и Военного рынка, возле которого открыл Вендельберг свою филиальную аптеку. Изменился облик парка Петровского, давно уже не ходит мимо узкоколейный трамвай. Неизменной остается только аптека на углу Потемкинской и 1-й Военной улиц.
Много лет существовала аптека Бенькевича А.И. на углу Собоpной и Хеpсонской улиц.
Одним из первых аптекарей здесь был комиссионер Кавказских минеральных вод И.П. Менкини. Здание аптеки было снесено в 50-х годах, во время благоустройства Советской улицы и строительства гостиницы "Украина".
Наиболее плодотворным по части открытия николаевских аптек оказался 1913 год. Тогда в городе возникло сразу 5 новых аптек: К.С. Бланка на Московской улице, Л.И. Жураковского - на Садовой, Когана - на Глазенаповской, Крицкого и Варшавского - на Таврической и Мещерицкого - на Рыбной. Некоторые николаевские аптекари преподавали фармацевтическую науку в акушерско-фельдшерской школе при городской больнице.
Многое изменилось в годы Первой мировой и гражданских войн, революций и многочисленных оккупации города. Например, в аптекарском и парфюмерном магазине Ю.Я. Локшина (Большая Морская, угол Соборной улицы) в 1919 году был открыт табачный отдел. А провизор Каневский закрыл свой аптечный магазин и - стал торговать селедкой - одним из немногих продуктов, сохранившихся в революционное лихолетье.
После окончательного установления Советской власти для рабочих была установлена скидка на лекарственные препараты в размере 10%. Появлялись первые аптечные пункты НИКРАБКООП. В 1923 году началась массовая национализация николаевских аптек. Известно, что за каждой из них - порой трагическая история многих аптекарей, годами кропотливо налаживающих свое дело.
Все национализированные аптеки вошли в состав Управления Николаевских госаптек. Новоиспеченное управление принимало на себя снабжение медикаментами больниц, поликлиник, медчасти, других лечебных учреждений округа и закупки для самих аптек. При управлении существовал склад аптекарских товаров и лекарств.
В январе 1923 года, например, на складе имелись:
Фосфатин, Биомальц, питательное толокно, железный альбуминат, Аттенштет, Сиролин, Екороль, Пертусин, Артамин, Гонозан, Вальда и др. панентованные средства.
Известен был в те годы магазин "Санитарии и гигиены" Красного Креста, на Советской уг. Херсонской ул. (перевязочные средства, патентник русские и заграничные, предметы по уходу за больными).
Был еще один магазин "Санитарии и гигиены" М.Спивака, бывший аптекарский магазин Вимута.
Появились аптечные отделы НИКРАБКООП в Универмагах: № 4 на Советской ул., № 21 на базаре. В них торговали: перевязочными, хирургическими товарами и предметами ухода за больными.
Успешно работала химико-фармацевтическая лаборатория "Химсоль", обслуживаемая штатом в 14 человек. Лаборатория обслуживает главным образом аптеки "Химсоли", которых насчитывается по городу и уезду - 5.
В 1927 году уже существовало Николаевское Окружное Аптекоуправление (управляющий Маслов Н.А.) в состав которого входил базовый склад, 5 отделов-аптек и 3 магазина-аптеки. Частник был окончательно вытеснен с аптекарского рынка. Оставался в городе один частник-кустарь С.Д. Шарвинович, который изготовлял всевозможные бандажи и корсеты для больных, по рецептам врачей.
Кто-то, когда-то сказал, что в нашей стране есть две беды: дураки и дороги. А что сегодня? Ну, с этими двумя бедами все в порядке - живы-живехоньки, но... Похоже, к ним прибавилось еще (по меньшей мере) три новых беды: кариес, критические дни и болезни. Избавить население от этих страшных бед современности, призваны многочисленные аптеки города. Видимо по этой причине, их количеству можно противопоставить разве что количество значкистов ГТО на душу городского населения в годы развитого социализма.
Много аптек - это хорошо или плохо? Наверное, ответ на этот вопрос даст время. Количество непременно переходит в качество. Поэтому сегодня имеют право на существование различные аптеки: производственные, аптекарские магазины и киоски, государственные, ведомственные, кооперативные и частные, как говорится пусть будет и "черный хлеб" и пирожные".
Но, о сегодняшнем дне кто-то другой расскажет и не сейчас, а потом. А сейчас вернемся в прошлое и я вам поведаю несколько любопытнейших историй.
Влад Никольский
Быстрый ответ