24 лютого 2022 року о 4-й ранку РФ почала бомбити Україну

«Филателия» нашего детства.

Этот магазин был расположен на углу Никольской и Московской, по адресу ул. Московская, 5. Изначально, как говорят старожилы, в этом здании расположился продуктовый магазин, но по непонятным причинам его закрыли, а вместо него открыли магазин «Филателия».

Небольшой магазинчик, два продавца. Небольшой торговый зал, и маленькая подсобка. Тихая обстановка. В магазине было два отдела – один сами марки, а второй – журналы и газеты.

Не знаю почему, но все мальчишки города точно знали о нем и причем без всякой рекламы. Мне повезло, я жил от него через дорогу и имел счастье каждый день забегать в него, хотя бы на минутку после школы.

Как это было интересно – разглядывать марки с диковинными животными, автомобилями, самолетами. Мы ничего не понимали в ценности марок, для нас значение имело само изображение. И собирали их по такому же принципу. Кто то собирал технику, кто то флору и фауну, а кто то спорт. Меньше всего ценились портреты выдающихся людей.

Второй отдел нас интересовал мало, в нем иногда продавались переводные картинки по 32 копейки за лист и календарики, собственно только они нам и были нужны из всего спектра советской прессы.

Чтобы простимулировать детей покупать марки, да и просто распродать залежалый товар, продавщицы придумали беспроигрышную лотерею. Все было очень просто. Коробка, в которой лежали свернутые квадратные бумажки с номерами и собственно список выигрышей. Один билетик стоил 5 копеек. Вроде бы пятачок – пустячок. А как было интересно вытащить этот билетик, зная, что ты гарантированно получишь приз! И получали – либо марку, либо календарик. 

Когда марок накапливалось какое то количество, хотелось купить кляссер. Они были разные, и очень дорогие по 10 рублей 60 копеек, и попроще по 2 рубля 40 копеек, и простенькие – на несколько марок по 45 копеек.

Стоило кому то вынести во двор свою коллекцию, сразу же друзья выносили свои и начинался процесс обмена.

В магазин постоянно приходили серьезные дяденьки-филателисты. И когда они приходили, одна из продавщиц сразу же подходила к ним, они знали друг друга в лицо и тихонько начинали обсуждать новинки.

На прилавок выкладывались даже марки из каких то специальных коробок, в которых они уже были рассортированы для каждого коллекционера, как мы понимали это марки для членов филателистического клуба. Они покупали дорогущие негашеные марки с самой крайней левой витрины. Покупали наборами и целыми листами. Мы с завистью смотрели на них. Эта витрина была слишком дорогой для нас, мы если и покупали марки то, как правило гашенные, а они были значительно дешевле.

Были в магазине и атрибуты для истинных коллекционеров – лупа и пинцет. Мы тоже делали попытки не отстать от серьезных филателистов, и покупали пинцеты и лупы.

Конечно, молодому взгляду и без всякой лупы были доступны даже самые мелкие детали на марках, но ведь их же продавали в магазине «Филателия», значит истинному коллекционеру, какими мы считали себя, просто необходим этот атрибут!

Его нужно было купить, а затем использовать совсем по другому предназначению, можно было выжечь на дворовом столе или скамейке свое имя или какой нибудь знак. Пинцет тоже оказывался совсем ненужным в детских руках, ведь от нетерпения похвастаться другу, а еще лучше поменяться с ним марками, они вынимались из кляссеров или конвертов просто пальцами.

В 70-х, на соседнем квартале, в соседнем «молочном дворе», произошло громкое и загадочное убийство крупного коллекционера Макса Фукельмана. Помню, как тогда рассказывали об огромной коллекции марок и причинах убийства. Говорили, что у него хотели отобрать очень редкую марку, стоимостью несколько десятков тысяч рублей. Но это уже другая история.

В начале 80-х, сосед по парте показал мне интересный значок и рассказал, что в «нашем» магазине можно вступить в общество юных филателистов. После уроков, была незамедлительно проведена операция по вступлению в эту «жизненно важную» для николаевского школьника организацию.

У бабушки срочно был затребован 1 рубль 10 копеек, необходимый для оплаты членского взноса, все те же продавщицы из магазина выписали членский билет и выдали значок. Я был счастлив и нем, правда до сих пор не знаю, что это членство давало, но всем непременно хотелось стать обладателем заветного значка.            

А еще марки продавали и в магазине «Союзпечать» на улице Советской, там, где сейчас «Укртелеком», но в том магазине больше было газет и журналов, стояли кресла и журнальные столики, а марки были в самом дальнем отделе. Здесь их покупать почему то было не интересно.

Когда построили новый магазин «Союзпечать» на проспекте Ленина, в районе ул. Комсомольской, туда перевели «филателию». Какое то время магазин работал, но потом союз распался и магазин закрыли, а в помещении бывшего магазина «Филателия» разместился совет ветеранов.

Вот уже много лет, в доме на Московской 5, нет магазина, а для ориентира многие Николаевцы по прежнему, пользуются словом «Филателия», говоря – «на углу, где была филателия».

Автор статьи: Андрей Шинкаренко

Поделиться:

"Городянин року"-2017

"Николаевский БазарЪ" в спецномінації "Літопис Миколаєва" Горожанин года

Нове у фотогалереї


Ігор Гаврилов вийшов із колу живих. Ми втратили близького друга, а Миколаїв - найкращого історика та генеолога. В історії міста не було таких людей і, мабуть, не буде.
Спасибо за многолетнюю Дружбу, Игорь... Усі статті Ігоря на нашому сайті

Цей день у історії Миколаєва:

Дати до 1917 року вказані за старим стилем

1960:

С наступлением темноты снесено здание Симеоновской церкви

Николаевский БазарЪ на twitter