Эта заметка в николаевской газете «Шлях індустріалізації» была опубликована в 1937 году. 80 лет назад ни Терновка, ни Богоявленск, ни другие сёла, указанные в статье, не входили в состав города Николаева.
Но многие жители этих районов работали на городских предприятиях, как работают и сейчас. Транспортная система тогда требовала немедленного пересмотра, перерасчета, планирования, модернизации, обновления. Как и сегодня…
Расширить транспортную связь
[2]Город Николаев представляет собою крупный промышленный центр, который насчитывает рабочих и служащих, занятых только в промышленности и на транспорте – более 40 000 человек. Из этого числа, в пригородных селах живет около 10 000 человек. Хорошо налаженная транспортная связь города с пригородными селами имеет исключительное значение.
За годы первых двух пятилеток в этом направлении сделано немало: заново построены железнодорожные пути Николаев (Марти (сейчас – ЧСЗ)) - Богоявленск, Николаев – Грейгово. По этим путям регулярно курсируют пригородные поезда.
Значительно расширены пароходные связи по реке Буг. Установлено автобусное движение Николаев – Терновка, Николаев – Водопой.
Но существующее транспортное сообщение пригородных сел с городом в условиях огромного роста благосостояния и культурных запросов трудящихся города и деревни не может удовлетворить и трудящихся и предприятия. Плохо налаженная связь отражается в индустрии нашего города.
[3]В чем заключаются недостатки транспортной связи? Пароходы и катера, обслуживающих пригородные села, расположенные по реке Буг, – на все время навигации не приспособлены для культурного обслуживания пассажиров.
Почти все деревни, которые обслуживаются пароходами, не имеют причалов, за исключением нескольких – Богоявленск и другие.
Во время зимы, когда навигация закрывается (примерно 4 месяца) рабочие, живущие в пригородных селах – Баловное, Матвеевка, Большая и Малая Коренихи, Святотроицкое, Лупарево, Александровка и другие – вынуждены ходить пешком на расстоянии 12-30 километров.
Автобусное сообщение с пригородными селами Водопой – Терновка настолько ограничено, что большая часть рабочих и служащих вынуждены идти пешком на расстоянии 6-10 километров.
Оборудованные помещения на станции завода им. А. Марти не обеспечивают растущих потребностей культурного обслуживания пассажиров. Они не могут обеспечить обслуживание более 1.200 человека пассажиров, живущих в Богоявленске.
Осуществление во время навигации бесперебойного культурного обслуживания и перевозки рабочих и колхозников по р. Буг – важная задача.
[4]Нужно установить водное сообщение по линии Николаев – Кульбакино, Баловное, Кирьяковка, Солониха, Сливино. По этой линии нужно, чтобы курсировали три парохода, которые брали по 230 мужчины. Линию Николаев – Большая Корениха должен обслуживать один пароход на 200 чел., Николаев - Малая Корениха – один пароход на 100 чел.
Для организации автобусного сообщения необходимо построить дороги, покрыть гравием: в направлении Николаев – Матвеевка, Баловное, Большая Корениха, Малая Корениха – общей протяженностью в 15 километров; Николаев – Широкая Балка – в 5 километров; Варваровка, Большая Корениха и Малая Корениха – на расстояние 15 километров.
Нужно приобрести для коммунального хозяйства не менее 25 автобусов.
Транспортную связь населения Водопоя с городом нужно организовать путем увеличения трамвайных путей [5] города к центру села Водопой.
На станции завода им. А. Марти необходимо построить пассажирский вокзал, а также открыть товарную станцию для грузовых операций.
Городской совет должен добиться того, чтобы железная дорога, госпароходство, а также коммунотдел и райдоротдел Николаевского района предусмотрели в своих планах 3-й пятилетки указанные выше меры и добились их осуществления.
Диковский, плановик горплана.
Ссылки:
[1] http://bazar.nikolaev.ua/category/%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B8%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8/%D0%BA%D1%80%D0%B8%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE
[2] http://bazar.nikolaev.ua/sites/default/files/img/img_4/nikolaev.jpg
[3] http://bazar.nikolaev.ua/sites/default/files/img/img_4/map1937.jpg
[4] http://bazar.nikolaev.ua/sites/default/files/img/img_4/gastello.jpg
[5] http://bazar.nikolaev.ua/content/%C2%AB%D0%B7%D0%B0%D0%B1%D1%8B%D1%82%D1%8B%D0%B9-%D0%BC%D1%8D%D1%80-%D0%B4%D0%B8%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80-%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B2%D0%B0%D1%8F
[6] http://bazar.nikolaev.ua/sites/default/files/img/img_3/Shtemberov_5.jpg
[7] http://www.addtoany.com/share_save?linkurl=http%3A%2F%2Fbazar.nikolaev.ua%2Fcontent%2F%25D1%2582%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D1%2581%25D0%25BF%25D0%25BE%25D1%2580%25D1%2582%25D0%25BD%25D1%258B%25D0%25B5-%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B1%25D0%25BB%25D0%25B5%25D0%25BC%25D1%258B-%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25B0%25D0%25B5%25D0%25B2%25D0%25B0-%25D0%25BF%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25B4-%25D0%25B2%25D0%25BE%25D0%25B9%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B9&linkname=%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D1%8B%20%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B0%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%20%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%BE%D0%B9
[8] http://bazar.nikolaev.ua/users/lessa