[2]Это сельскохозяйственное сооружение невольно оказалось местной достопримечательностью, поскольку появляется в кадре любого, кто фотографируется на фоне Южно-Бугского лимана в Николаевском областном яхт-клубе или на 8-м причале.
Однако как же мало мы знаем об этом объекте, парящем над водной гладью. Кто построил его, почему в столь живописном месте, что было до его появления в Варваровке, а что – после? НикВести изучали историю элеватора в центре города.
Как в Варваровку масса людей хлынула
Первый одноэтажный хлебный амбар на берегу Варваровки был построен в 1888 – 1889 гг. Об этом событии рассказывает краевед Юрий Крючков в книге «Старый Николаев и окрестности». Сообщается, что для того, чтобы избежать пошлины на экспорт хлеба, которая взымалась в николаевском Коммерческом порту, несколько предприимчивых горожан решили построить Варваровскую пристань. Создали ее в гавани, образованной правым берегом Бугского лимана у села Варваровка и каменной дамбой (молом) Бугского наплавного моста. Тогда же для хранения и перегрузки зерна был построен первый элеватор.
В документе под названием «Список населенных мест Херсонской губернии и статистических данных за 1896 г.» значится, что в поселке Варваровка в то время уже существовало 29 хлебных амбаров и 9 хлебных складов. Помимо того, говорится, в документе, «Варваровка – поселок Коренихской волости, Одесского уезда, Херсонской губернии - насчитывает дворов 208, жителей 526».
Уже через несколько лет количество населения увеличилось в разы: в 1905 году в поселке проживало 1602 жителя. И не последнюю роль в этом сыграло наличие элеватора, который, кстати, гармонично и быстро вжился в процесс экспорта зерна.
Как говорится в сборнике «Ми – з Варварівки» (составитель Владимир Пучков), с 80-х годов XIX ст. Варваровка входила в регион, который стал одним из главных товарно-зерновых центров страны, главным экспортером хлеба.
«Каждый год отсюда за границу вывозились миллионы пудов зерна, в основном пшеницы. Перевозили льняные семечки, спирт, сахар, рыбу, соль и каменный уголь. Несмотря на сравнительно небольшую длину судоходной части Южного Буга, в 1896 г. по ней прошло 4 тысячи 700 судов», - отмечается в книге «Ми – з Варварівки».
Морская торговля расширялась, портам требовалось большое количество грузчиков и других подсобных рабочих. Вот почему в Николаев и Варваровку хлынула масса людей, большинство которых приехало из ближайших и отдаленных сел области.
Спад, подъем, опять спад…
Значительно ухудшилось материальное положение жителей поселка, расположенного на северо-западе будущего города корабелов, в довоенные и послевоенные годы. В то время объемы торговли зерном существенно снизились, и 80 процентов селян вынуждены были трудиться на предприятиях своего, как тогда называли Николаев, «большого брата». В самой же Варваровке с предвоенных лет из промышленных предприятий продолжали работать только известковый завод и, хоть и в замедленном темпе, но все-таки действовал местный элеватор.
Другое дело 70-е годы. Ситуация с количеством урожая и уровнем экспорта зерновых, очевидно, наладилась, иначе как объяснить, что в 1977 году, в живописном месте, на берегу лимана, в тогда уже полноправном микрорайоне города Николаева Варваровке, начали строить новый силосный корпус элеватора ёмкостью в 33 тысячи тонн. Тот самый, белый, величественный, знакомый всем нам…
Новые зернохранилища начали возводить согласно приказу Министерства заготовок СССР. Документация на строительство Варваровского элеватора была разработана Киевским филиалом Харьковского научно-исследовательского института «Промзернопроект», и утверждена протоколом экспертизы и заготовок УССР от 12 июня 1977 г. Строительство белого здания элеватора было закончено в 1979 г., о чем есть Акт о приемке в эксплуатацию государственной приемочной комиссии.
Сооружением элеватора занималось государственное предприятие «Южэлеваторстрой» и его подрядная организация ПДСП-8. В советские времена специалисты «Южэлеваторстроя» возводили элеваторы по всей Украине, а за счет отчислений в специальный фонд осуществляли также и капитальное строительство. Так в Николаеве, на пр. Мира, 14-а, появилось общежитие.
Забегая вперед отметим, что в 1996 г. это же предприятие было объявлено банкротом, и состоялась его первичная приватизация. А в 2004 г. фирму «Южэлеваторстрой» поглотит более успешная компания «Агроэкспорт».
Тенденция 90-х годов ХХ ст. превращать государственные предприятия в акционерные общества открытого типа не обошла и Варваровский элеватор. С тех пор владельцы сельскохозяйственного предприятия менялись несколько раз. Сейчас директором «Варваровского зернового комплекса» является Василий Антонюк.
Необычность обычного
[4]Силосный корпус Варваровского элеватора (так правильно называется белое здание, возвышающееся на противоположном берегу яхт-клуба) является стандартным объектом типового проектирования, применяемого в Советском Союзе для серийного производства.
Казалось бы, зернохранилищ квадратной формы высотой в 43 метра «наштамповано» по всему постсоветскому пространству десятки, если не сотни. Они не обязательно белые (часто серые, иногда зеленые, - как решит владелец), но в остальном одинаковые, как под копирку. А вот у Варваровского элеватора есть своя, не типичная, особенность.
Отличие нашего элеватора от других такого же типа в том, что он стоит на песчано-гравийной «подушке». Если обычно при возведении подобных зернохранилищ вначале в фундамент забиваются сваи, а потом монтируется сооружение, то в случае с Варваровским элеватором, как нам «по-простому» описали местные жители, «сваям упираться было некуда». Поэтому здание установили на «подушку» из щебня.
Но еще большее отличие николаевского красавца-элеватора от однотипных собратьев заключается в его расположении. Мы нашли много «клонов» варваровского зернохранилища: однотипное сооружение (правда зеленого цвета и состоящее из четырех силосов) находится в с. Ивановка Одесской области; очень похожий «двойник» - в городе Омск (Россия); есть подобные силосы в с. Арбузинка Николаевской области.
Сооружения похожей конфигурации белого цвета расположены в Запорожской области (Хлебная база 74), в городе Александров (Владимирская область, Россия) и т.д. Однако все эти объекты находятся в поле, вдали от центра города и вдали от воды.
Другое дело «наш» элеватор – на берегу лимана, виден из самого центра города, отражается, как в зеркале, на водной глади. Особо эффектно он выглядит ночью, когда на черном «бархате» Варваровки рассыпаются миллиарды сверкающих «камней», и среди них возвышаются белоснежные сооружения, озаренные ночной подсветкой.
Справедливости ради стоит отметить, что похожий элеватор - тоже белый, тоже на берегу реки и тоже в жилом микрорайоне - находится в городе Рига (Латвия), на реке Западная Двина. Но там непосредственно перед зданием расположены нории, железнодорожная ветка, подъемные краны… Все это лишает объект романтичности.
Жизнь рядом с элеватором
[5]Если наблюдать Варваровский элеватор издалека приятно, то жизнь рядом с ним лишена мечтательной восторженности. На улице Клубной все подчинено нуждам предприятия: вдоль дороги стоит с десяток автомобилей с прицепами, груженными зерном. Улица упирается в двухэтажное здание неказистого типа – лабораторию. Дальше проходная, несколько охранников, и уже слышен гул производства.
Интересно, что некоторые домовладения будто слились с территорией зернохранилища. Вот двор какой-то старушки, тщательно перекопанный на зиму огород, а рядом, за сеткой-рабицей, «бурлит» жизнь производственного объекта: разгружаются машины, ходят по территории работники, шумят агрегаты.
Возводить жилые дома вокруг элеватора начали не сразу. В довоенное время мощности старого элеватора находились вдали от жилой зоны, поскольку, говорят местные, Варваровка была расположена на возвышении, а к реке «сползла» в 50-х годах, когда землю для строительства частных домов стали выделять и здесь.
Жительница Варваровки София помнит, как будучи 6-летней девочкой, вместе с подружками бегала через территорию элеватора купаться на речку. Тогда не было высокого белого здания, не было и забора.
- Мы купались, а рядом, под открытым небом, насыпью хранилось зерно. Оно было сложено в несколько куч, транспортером его переворачивали, чтобы не прело. Это сейчас специальные сушки, а тогда сушило солнце, - смеется женщина.
К транспортерной ленте, с которой ребята, как с трамплина, прыгали в воду, подходили баржи, забирали зерно и увозили вдаль Южно-Бугского лимана.
Разукрасим элеватор?
Два года назад в Фейсбуке наш соотечественник предложил идею нарисовать на элеваторе в Варваровке гигантский флаг Николаева. Изображение предлагалось нанести несмываемыми фасадными красками и, по задумке автора, оно должно было повысить уровень любви николаевцев к родному городу.
Автор статьи: Екатерина Стриль, "НикВести", 07.02.2019 [6]
Ссылки:
[1] http://bazar.nikolaev.ua/category/%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B8%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8/%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BB%D1%8C
[2] http://bazar.nikolaev.ua/sites/default/files/img/img_4/elevator2.jpg
[3] http://bazar.nikolaev.ua/sites/default/files/img/img_4/elevator3.jpg
[4] http://bazar.nikolaev.ua/sites/default/files/img/img_4/elevator4.jpg
[5] http://bazar.nikolaev.ua/sites/default/files/img/img_4/elevator.jpg
[6] http://nikvesti.com/articles/150880
[7] http://www.addtoany.com/share_save?linkurl=http%3A%2F%2Fbazar.nikolaev.ua%2Fcontent%2F%25D0%25B2%25D0%25B0%25D1%2580%25D0%25B2%25D0%25B0%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B2%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B8%25D0%25B9-%25D1%258D%25D0%25BB%25D0%25B5%25D0%25B2%25D0%25B0%25D1%2582%25D0%25BE%25D1%2580-%25D0%25B2-%25D0%25BA%25D0%25B0%25D0%25B4%25D1%2580%25D0%25B5&linkname=%D0%92%D0%B0%D1%80%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%20%D0%B2%20%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D1%80%D0%B5
[8] http://bazar.nikolaev.ua/users/lessa